В театре «Старый дом» прошли премьерные спектакли по пьесе Марии Ладо «Очень простая история»
Режиссер Сергей Бобровский, ставя «Очень простую историю», неоднократно говорил о том, что и спектакль будет «очень простым». Только это оказалось блефом — вопрос о простоте на просмотре этого спектакля ни разу не возникает. А возникают вопросы сложные — о взаимоотношениях сегодняшнего поколения людей, о любви, о ненависти, об общечеловеческих ценностях. Только передается это через видение взаимоотношений между людьми глазами зверей. Точнее, не зверей, а домашних животных. Все действие разворачивается на скотном дворе, где обитают Свинья, Лошадь, Петух, Корова и Пес. Здесь же начинается и завязка драмы — дочь хозяина скотного двора влюбляется в соседского паренька, отношения их развиваются и приводят к беременности хозяйской дочери. Ну, история не нова и достаточно банальна, но вот ее режиссерское воплощение от банальностей куда как далеко. С первых же сцен становится ясно: у спектакля своя художественная и (что не менее важно) нравственная интонация, притом — редкая в сегодняшнем брутальном нашем театре.
Нравственный приоритет над людьми режиссер отдает животным, которые в отсутствие хозяев обсуждают их разговоры и поступки. При этом — никаких искусственных постановочных «находок», давно уже превратившихся в штампы: обитатели скотного двора не носят «звериных» костюмов и поросячьих носов, не жуют жвачку. Словом, никакого «дыма». Они просто наблюдают за событиями: состоятельный и работящий хозяин двора (Александр Сидоров), узнав о том, что его дочь забеременела от нищего соседского паренька, настаивает на аборте и, заколов влюбленную в него прямо-таки по-человечески Свинью (Анастасия Панина), увозит дочь Дашку (Лариса Решетько) в город, чтобы на вырученные от продажи свинины деньги тайно сделать ей аборт. И вот тут Лошадь (Халида Иванова) и Корова (Ольга Кандазис) начинают рассуждать о смысле человеческой жизни и смерти, то есть о том, о чем надо бы задуматься людям. Театр «языком животных» рассказывает человеческую историю. Однако у режиссера свой взгляд на нее. Он ставит спектакль не про монстров «темного царства», не про их домостроевские порядки. Не про жесткость и лукавость человеческих отношений, продиктованных жесткостью обстоятельств. Он ставит спектакль про любовь. Сергей Бобровский видит в пьесе Марии Ладо не быт, на котором так любил сосредотачиваться русский театр, и не социум, который подчеркивает общественно ангажированная современная режиссура. Его спектакль, не претендующий на экспериментальный способ сценического изложения, в контексте нынешней театральной ситуации воспринимается как полемический. И, что самое главное — это полемика не по поводу языка, на котором изъясняется сегодня театр, она — о противостоянии Добра и Зла в современном мире людей, а потому сущностна и остра для этого мира. И тут режиссер целиком следует за авторским текстом Марии Ладо, которая отдает размышления о людских злодействах животным. И голоса этих животных звучат как голос где-то существующей истины, проникающей во все пласты жизни. И надо сказать, такая постановка вопроса не просто декларация для «Старого дома», который с начала этого сезона после долгих лет режиссерского и директорского безвременья начинает поиски своей театральной программы. А ведь у этого театра очень много забот. Не в последнюю очередь материальных. Здание, кажущееся со стороны улицы таким благополучно надежным, на самом деле требует капитального ремонта. Надо срочно ремонтировать крышу. Безнадежно устарело звуковое оборудование сцены. Ко всем сложностям финансового, творческого и иного порядка прибавилась еще и утрата большой части постоянных зрителей, изверившихся за последние годы в «Старом доме». Но вот что меня поразило на «Очень простой истории» — большое количество молодежи в зале. Ведь присутствие в зале нового поколения зрителей, пусть и организованных, факт все равно отрадный. Так формируется будущая потребность в театральных впечатлениях, а значит — будущее театра. И все-таки, признаюсь, перед началом спектакля, в окружении радостно возбужденных подростков, я испугался за актеров. Сумеют ли они привлечь внимание новой публики к проблемам нравственности? Ведь тема спектакля — это слишком далекая материя для нынешней повседневной жизни компьютерно-дискотечного поколения. Однако спектакль, поставленный Сергеем Бобровским, оказался удивительно коммуникабельным. И что самое главное, не буду лукавить, совершенно неожиданно для меня не как рецензента, а как зрителя, обнаружил высокую художественную культуру и широкие профессиональные возможности труппы театра. Этого я не ждал. Оказалось, ошибся.
Андрей ЖУРАВЛЕВ,
«ЧЕСТНОЕ СЛОВО»
Сцена из спектакля «Очень простая история»
© 2007. При перепечатке материалов сайта гипер-ссылка на сайт обязательна.
По всем возникшим у вас вопросам к администрации сайта обращайтесь через страницу обратной связи.