На минувшей неделе ансамбль старинной музыки «Insula magica» начал цикл концертов, посвященный 25-летию
Ансамбль «Insula magica» уникален по нескольким параметрам. Во-первых, за 15 лет своего существования в стенах Новосибирской филармонии (до этого коллектив десять лет провел в «свободном полете») состав его исполнителей практически не менялся, и хотя ротация кадров все же была, на очень высокий исполнительский уровень «Insula magica», которым все двадцать пять лет руководит Аркадий Бурханов, это никак не влияло. Во-вторых, ансамбль располагает сейчас уникальной коллекцией старинных лютней, виол, теорбой, барочными гитарами, на покупку которых деньги музыканты зарабатывают сами. В-третьих, почти в каждом выступлении «Insula…» участвуют знаменитые гастролеры. В этот вечер гостем и участником концерта был ректор флорентийской консерватории Паоло Бьёрди, мастер, виртуозно владеющий всеми разновидностями виол. Его приезд был обусловлен презентацией двух новых инструментов ансамбля — виол да галиба. Этот старинный струнный инструмент — «бабушка» современной скрипки, альта и виолончели.
Приезд в Новосибирск Паоло Бьёрди — знаменитого итальянского барочного скрипача — значительное событие для любителей старинной музыки. Бьёрди — представитель целой когорты европейских музыкантов — аутентистов. Его коллеги по этому роду музыкальной деятельности играют на виолах да галиба, траверс-флейтах и, собираясь раз в год во Флоренции, составляют чудесный ансамбль. Они вместе и каждый в отдельности имеют весьма внушительную дискографию, которая, к сожалению, редко доходит до нас, а включает в себя сочинения практически всех композиторов XVII — XVIII веков. Выступление Бьёрди в Новосибирске совместно с «Insula magica» выявило некоторые любопытные тенденции, появившиеся сейчас на небосклоне барочного музицирования. Если раньше западные артисты безоговорочно лидировали и по техническому качеству, и по уровню стилистического проникновения в дух старинной музыки, то теперь наши музыканты, это отчетливо было видно и слышно на последнем концерте, стали вполне конкурентоспособными. Более того, выскажу почти крамольную мысль. Игра наших ребят показалась мне более привлекательной, чем игра итальянского маэстро. Это прежде всего касается тех номеров программы, в которых он выступал в качестве солирующего музыканта, — трех обработок хоралов Иоганна Себастьяна Баха, сделанных самим Паоло Бьёрди, и произведений из музыкального собрания Версаля эпохи Ренессанса. Тембр виолы да галиба Бьёрди, сделанной в 1692 году одним из старых итальянских мастеров (наши виолы сделаны современными мастерами по чертежам XVII века), был нарочито жестким и порой неприятно резал слух. Также маэстро злоупотреблял преувеличенно коротким штрихом: порой казалось, что на его виоле натянуты не барочные жильные струны, а проволока. Резала ухо и эмоциональная сухость исполнительской манеры, хотя на слышанном много раз компакт-диске Бьёрди его игра производила совершенно другое впечатление. Вот оно — чудо звукотехники! Поэтому звучание «наших» было более интересным и обаятельным, хотя приемы, штрихи, ортодоксальное отсутствие вибрато — все было на месте. Поэтому несколько ремесленный подход Паоло Бьёрди к этой музыке, выхолащивание духа в пользу буквы показались мне несколько старомодными. И похоже, что то направление, олицетворением которого оказался Бьёрди, становится просто не созвучным нашему времени: сейчас эпоха синтеза точного музыкального штриха и открытости чувства все явственнее проявляют себя среди музыкантов всех направлений. Что это? Противоположности сходятся? Думаю, что нет. Само понятие старинной музыки, конечно, довольно условно, и это музыканты «Insula magica» прекрасно понимают. Ведь понятие «старинная музыка», как ни странно, родилось в сознании композиторов-академистов лишь в 70-х годах прошлого столетия. Индустриальное общество породило огромное количество новых звуков. Шли активные поиски новых музыкальных звучаний, композиторы интересовались расширением акустических возможностей инструментов. Было ясно, что музыка может выйти за пределы тональной системы.
На последнем концерте «Insula…» мне пришла на ум забавная аналогия между музыкой и модой на одежду. Есть «просто» одежда, которую носят люди. А есть пространство моды, всякие «Армани» и «кутюр», диктующие, формирующие стили. Так вот, старинная музыка в исполнении западных музыкантов ближе к брендам. А музыка «наших», вроде ансамбля Бурханова, — живая музыка, которая, оставаясь старинной, непрерывно развивается. Идеи стали глубже и тоньше. Они точнее доносятся до слушателя. Старинная музыка говорит, что будущее есть, что конец света пока не наступил. И вот что поразительно — рок и джаз давно уже выродились в академизм.
Образ небритого человека с гитарой, идущего по пустыне в запыленных ботинках, это уже классика, он занял свою нишу и совершенно безопасен для «извержений» интеллекта. А вот в среде молодых композиторов и изобретающих новые музыкальные программы на основе музыки Ренессанса, как ни парадоксально, жизнь вовсю бурлит.
Больше скажу, общаясь со студентами консерватории, я очень часто слышу утверждение о том, что «музыка свободных людей — это старинная музыка». И в пример приводят концерты «Insula magica». Звучит это, конечно, пафосно, но приводит к одному убеждению — слушать эту музыку необходимо и нужно. А то, глядишь, и окажешься за пределами новых основ современной музыкальной цивилизации. А этого не хочется.
Андрей ЖУРАВЛЕВ,
«ЧЕСТНОЕ СЛОВО»
Паоло Бьёрди
Insula magica
© 2007. При перепечатке материалов сайта гипер-ссылка на сайт обязательна.
По всем возникшим у вас вопросам к администрации сайта обращайтесь через страницу обратной связи.