Материалы

Искусство

Авиньон в саду "Эрмитаж"

26-01-2007, 8:29

Пассажиры (Франция)
(Фото: Владимир Луповской)

Все-таки это была чистая авантюра - устраивать в Москве на театральной Олимпиаде уличную программу (так называемый "open air"), а уж тем более - карнавал. Обычно площадная программа есть у театральных фестивалей в маленьких городах, вроде Авиньона, тогда она растекается по всем улицам, втягивая в себя жителей и приезжих. А в городах побольше, вроде Эдинбурга, фестиваль гуляет в границах старого города. Теперь попробуйте себе представить, что у нас клоуны, оркестры и уличные театры заполнили бы Кремль. Полунин, затеявший всю эту историю, и сам понимал, что настоящего карнавала, в котором каждый зритель должен становится участником гулянья, у нас не получится. И как компромисс придумал карнавальное дефиле вдоль Тверской, по которой прошествовали представители знаменитых карнавалов, приглашенные со всего мира: венецианский, китайский, бразильский и прочие вплоть до отечественных шаманов и джигитов. Но, как и ожидалось, всю эту красоту, кроме телезрителей, увидели только высокие гости с трибун у Моссовета, да те, кто задолго и намертво занял позиции у самого оцепления вдоль дороги. Милицейские кордоны удерживали толпу, напиравшую сзади. Впрочем, когда, зазывно пританцовывая, шли полуголые красотки из бразильской школы самбы "Вай=Вай", милиция не смогла удержать возбужденных зрителей, и женщин порядочно пощипали: порвали костюмы, вырвали перья из головных уборов. Испуганных и плачущих бразильянок с трудом удалось довести в сохранности еще несколько сот метров до гостиницы "Москва".

Карнавал, театр Малабор (Франция)
(Фото: Владимир Луповской)

Боясь Ходынки, на Тверской объявляли, что для того, чтобы увидеть итальянский спектакль "Свет Ангелов" на Манежной площади (он должен был начаться сразу после шествия), нужно иметь пригласительный билет. Это было чистое надувательство - площадь была открыта, - но благодаря ему во время эффектнейшего (хотя и несколько "кичевого", как и положено уличному театру) зрелища никого из зрителей не задавили.

Следующей идеей Полунина были три карнавала в саду "Эрмитаж": "Белый" - ангельский, "Черный" - дьявольский, и "Цветной" - плотский, во славу Бахуса. Собственно это не были карнавалы, просто в саду была создана миниатюра настоящего фестивального города, который весь подчинен театру. И вдруг оказалось, что это работает. На белый карнавал разрешалось приходить только в белом. Полунин предупреждал: для тех, у кого нет белой одежды, рядом будут продавать белый секонд-хенд, а если откажетесь, - художники вас покрасят насильно. Этого, конечно, не было, но у входа стояло что-то с краской и многие, особенно дети, с восторгом белили лицо и разрисовывали все голые части тела. Сад был украшен белыми инсталляциями, особенно много было гигантских яиц. На ограде парка сидели странные белые скульптуры, при входе стояли балагуры в белом и шумно радовались каждому приходящему: мол, наконец-то, мы только вас ждем, без вас и начинать не хотим. Кому-то сразу дарили ангельские крылышки на прищепках и белые колпаки. По всему саду стояли, замерев, белые "живые скульптуры", без которых не обходится ни один уличный фестиваль. Голландские танцовщики из театра Бодиториум на газонах, среди инсталляций, принимали странные позы, а когда к ним подходили зачарованные дети, они медленно образовывали вокруг них какие-то пластические композиции. По всем углам сада играли представления и концерты. Только заканчивалось одно - начиналось другое. В театре Эрмитаж и в Новой опере выступали клоуны.

Странные фрукты (Австралия)
(Фото: Владимир Луповской)

Уже к середине первого вечера стало ясно, что поначалу напряженная публика совершенно оттаяла. По саду гуляли пожилые дамы с крылышками и мужчины, у которых вроде фартуков висели белые Венерины животы с грудями. Многие белилами разрисовывали себе лица и стремились поиграть вместе с артистами. Кто-то валялся на траве под деревьями, слушая голосистую Пелагею, кто-то прыгал вокруг эстрады, на которой показывали свои белые шоу Бартенев и Петлюра. Лучше всех были циркачи - французские "Малабар", танцевавшие на пружинных ходулях вокруг диковинного белого корабля, и австралийские "Странные фрукты" на высоченных шестах (впрочем, о самих представлениях, как и о клоунских спектаклях я расскажу отдельно). Карнавал набирал обороты очень быстро, казалось, на другой день приходят те же люди, так свободно они себя сразу чувствовали. Перестали судорожно бегать, пытаясь успеть за каждым эффектно проплывавшим мимо артистом, а просто валялись на газоне, болтали и праздно гуляли, глазея. Как будто пришли сюда не смотреть спектакли, а так - подышать воздухом настоящего уличного фестиваля. Именно здесь стало ясно, как людям необходима вот такая чистая радость и свобода, которую дает уличный фестиваль и та театральная возможность "оторваться", которой больше нигде нет.

В последний вечер Белого карнавала пошел дождь. Но расходиться не хотелось: кто-то прятался в большие бутафорские яйца, многие стояли под зонтами и смотрели на танцующих под дождем артистов. В беседке играл струнный оркестрик. Издалека, как привидения, вышагивали на ходулях к своему кораблю французы. Все были счастливы.

Театр Вечяслава Полунина Нежное шоу
(Фото: Владимир Луповской)


  • Из музея в Цюрихе похищены картины Сезанна, Дега, Ван Гога и Моне

    1:34, 12-02-2008, Искусство
    Неизвестные похитили из музея в Цюрихе полотна великих мастеров на общую сумму около 66 миллионов евро, сообщает РИА "Новости". По словам сотрудников полиции, преступление было совершено во второй половине дня в воскресенье. В числе похищенных картин - работы Сезанна, Дега, Ван Гога и Моне. В минувшую среду с выставки в швейцарском городе Пфеффиконе были похищены две картины Пикассо, стоимость которых оценивается в несколько миллионо...

  • В защиту свободы творчества

    23:12, 29-11-2007, Искусство
    17 ноября сего года в Отдел новейших течений Государственной Третьяковской галереи, руководителем которого является искусствовед Андрей Ерофеев, куратор многочисленных выставок современного русского искусства в России и за рубежом, явились работники прокуратуры с ордером на обыск с целью изъятия работ, экспонированных на выставке "Запретное искусство-2006", прошедшей в Музее имени Андрея Сахарова. Обыск был мотивирован тем, что в связи с выс...

  • АРТ-новости

    13:36, 10-10-2007, Искусство
      Материал подготовил Владимир Богданов, vladbog@compress.ru«Череп» Херста купил сам Херст Предыстория текущего события такова. Весной 2007 года самый успешный из ныне живущих художников поколения 40-летних Дэмиeн Херст задумал стать самым дорогим. Так, чтоб в абсолютном выражении, по номиналу, без всяких скидок на изменчивый валютный курс и прочих оговорок типа 77-летнего ныне живущего американского неодадаиста Джаспера Джонса. Пос...

© 2007. При перепечатке материалов сайта гипер-ссылка на сайт обязательна.
По всем возникшим у вас вопросам к администрации сайта обращайтесь через страницу обратной связи.