Нам уже не раз приходилось писать о всевозрастающей популярности искусства советского периода на современном антик-рынке. Устраиваются выставки, открываются новые имена, растут цены на международных аукционах. О проблемах и специфике этого сегмента антикварного рынка мы говорили с коллекционером искусства советского периода Еленой Зениной.
– Елена, расскажите о своей коллекции, из чего она состоит; как начиналась ваша собирательская деятельность.
– Собирать коллекцию я начала более 10 лет назад. И начала с фарфора. Надо сказать, что самая первая фигурка – работа Малышевой «На парад» – была подарена мне папой в ранней юности. Но интерес к советскому фарфору, желание как можно больше узнать о нем, появились позже. Пришли другие работы, я увлеклась фарфором и стала собирать его. Мне очень повезло – в начале 90-х советское искусство не пользовалось интересом, наши соотечественники его не покупали. Некоторые вещи, которые я приобрела тогда, например, редкие фигуры Данько, просто стояли в одной из галерей Дома художника. Так постепенно стала складываться коллекция. А дальше уж фарфор повлек за собой интерес к живописи советского периода. Оказалось, это взаимосвязано. Причем меня всегда интересовали не только «первые имена», но и художники, чье творчество по разным причинам не было широко известно. При этом я хочу отметить, что работы этих художников выполнены на высочайшем профессиональном уровне, и зачастую не уступают произведениям более именитых мастеров.
Также в разделе
Антиквариат
Живописец Екатерина ГольдингерГалерея старого искусства представляет художницу первой половины прошлого векаНа Западе – нумизматический дефицитКоллекционных русских монет становится все меньшеНа зимнем нумизматическом аукционе – все по-новомуТеперь цены определяются в рубляхОткрытые письма из прошлогоВ ЦДХ прошла первая специализированная выставка открытки |
В моей коллекции нашла свое место и советская бронза таких известных мастеров, как Янсон-Манизер, Вучетич. Изначально у меня возник интерес к русской дореволюционной бронзе – была очень хорошая подборка работ Лансере, Грачева, Обера и других скульпторов. А потом и в этой области мой интерес постепенно сместился в сторону советского периода. Удивительно – советская скульптура порой была очень схожа с западной. Как ни странно, в произведениях наших художников можно увидеть отголоски таких считавшихся «буржуазными» стилей, как ар деко и модерн.
Получается, что в моей коллекции все дополняет друг друга – фарфор живет вместе с живописью и бронзой, и формируется интересный ряд, с разных сторон отражающий время, эпоху.
– Но помимо интереса эстетического, наверное, присутствует и коммерческий интерес – ведь сейчас советский период очень популярен, цены растут, это выгодное вложение капитала.
– Я считаю, что надо четко разделять бизнес и коллекционирование. Это совершенно разные вещи. Если ты начинаешь собирать коллекцию для того, чтобы изначально вложить деньги и потом ее продать, это уже не коллекционирование, а бизнес. То есть когда человек коллекционирует – это мое личное, субъективное, мнение, – он никогда не думает о том, что его конечная цель – продажа коллекции и, как следствие, получение прибыли. Коллекционирование – это страсть. Человек не думает о том, сколько это стоит: бывает так, что коллекционер осознанно покупает вещь только потому, что она нужна ему в собрание, он хочет именно ее, хотя реально и переплачивает в 2–3 раза. Позвоните коллекционеру в 2 часа ночи, и он бросит все и поедет с одного конца Москвы на другой за предметом своей страсти. Хотя, конечно, верно, что человек должен создавать свою коллекцию осмысленно. Сейчас для этого часто приглашают специалистов-искусствоведов. И опять-таки я считаю, что приглашенные искусствоведы должны просчитывать все не только с точки зрения вложения денег, а в первую очередь с точки зрения целостности коллекции. Но у меня другой подход, я коллекционирую для души, не создаю музей, а формирую коллекцию для себя и вокруг себя. Среди предметов своей коллекции я живу. Я их меняю, ставлю то на одно место, то на другое, можно сказать, что я с ними играю, живу в этом волшебном мире, и это доставляет мне огромную радость.
Также в разделе
Культура
В ожидании банкетаСегодня в Берлине открывается 57-й международный кинофестиваль, на который приедет «Дневной дозор» с большой едойДля тех, кто понимаетГильдия кинокритиков раздала «Белых слонов»Кортес усталЗнаменитому исполнителю фламенко уже не очень хочется танцеватьМы спасали архивы, когда их выбрасывали на помойкуДиректор научной библиотеки СТД Вячеслав Нечаев рассказывает, кто из актеров и режиссеров читает, а кто – нет и как это отражается в их ролях и спектаклях |
Коллекционирование – это действительно страсть, это образ жизни и мышления. Мне кажется, искусству коллекционирования нельзя научиться ни в одном учебном заведении. Помогает только опыт, который приходит с годами. Старые коллекционеры видели вещь сразу, без экспертиз, картину – по почерку художника, фарфор, к примеру, XVIII века, по массе и другим отличительным признакам. Коллекционер – сам себе эксперт. Когда пропускаешь вещи через себя, через свои финансовые вложения, по-другому включается голова.
– Елена, вы говорите, что, собирая, создаете особую среду вокруг себя, а не музей. А как вы относитесь к частным музеям, которые открывают сами коллекционеры, чтобы выставить свои собрания?
– Я отношусь к этому очень положительно. Ведь все наши музеи – возьмите Третьяковскую галерею, Эрмитаж – изначально формировались как частные коллекции. Если бы я имела возможность, я бы тоже это сделала. Это сложно в финансовом отношении, да и трудно найти сподвижников, к сожалению, сейчас энтузиастов не так много. Поскольку у меня нет возможности открыть музей, я с удовольствием занимаюсь выставочными проектами. У меня такое правило: я никогда не делаю выставки-продажи, – ведь можно просто собрать работы из нескольких галерей, выставить для продажи, и все. Я за проекты – за то, чтобы взять определенную тему и через нее раскрыть художника, скульптора, фарфориста. Это очень интересно. Интересно, когда художник не-известен широким кругам, а люди приходят, смотрят, восхищаются – вот надо же, мы даже и не знали, что есть такой художник. Очень приятно было, когда я делала выставку Порфирия Лебедева, и посмотреть ее приезжали его внуки, правнуки, в том числе из Америки, и они даже не знали, что у них такой дед. Да, знали, что художник, но не подозревали, что такого высокого уровня.
Также в разделе
Телевидение
Последний романтик эфираЛеонид Млечин: «Сегодняшнее телевидение – это симбиоз идеологической функции с попыткой развлекательства»Показывайте нам Хичкока!Телезрители о лучших (1) и худших (2) программах, показанных с 31 января по 7 февраля, а также о самой заметной телеперсоне (3)«Живой» возглавляет рейтинг по РоссииРейтинг программ-лидеров четырех основных каналов отечественного ТВГерой нашего времениТелепузик недели – Андрей Луговой |
– А кто еще из художников представлен в вашей коллекции?
– Я уже сказала, что собираю не только художников первого ряда, хотя у меня есть и эти имена – Дейнека, Самохвалов, Пименов. К сожалению, практически все значимые работы известных художников были приобретены государством или подарены музеям. Найти на антикварном рынке картину музейного уровня – большая удача. И поэтому меня очень заинтересовали художники, которые работали в тот же период, но в силу особых обстоятельств их имена были на тот момент не на слуху. В результате открылся целый ряд интересных мастеров. Я уже говорила о П.Лебедеве. То же самое было с выставкой работ Сергея Пичугина. Время от времени его работы всплывали на рынке, но в таком объеме разные грани его творчества показывались впервые. И я считаю, что за такими художниками будущее. Некоторые были политизированы, естественно, их заставляла жизнь работать в определенном русле. А художники, которые не попали в «первый ряд», могли творить по своему усмотрению. Меня как раз интересуют те художники, которые писали не на политическую тему.
– Сейчас искусство советского периода на пике моды. Вам как коллекционеру это, наверное, должно быть приятно?
– Это счастье, что сейчас наступил такой период, что мы начали заниматься этим искусством, что стали открываться галереи. К сожалению, многие выдающиеся произведения советского искусства вывезены за границу. Как ни дико это звучит, произведения живописи разрушались из-за неправильного хранения в мастерских художников, фарфоровые фигурки выбрасывались как «проявление мещанства», а бронзовые скульптуры переплавляли. Что имеем, не храним… Счастье, что сейчас это искусство начали собирать, оберегать, покупать. Ведь это уникальный пласт нашей и мировой истории, нашего искусства. А что касается моды – на соцреализм, на советский фарфор – это неправильная постановка вопроса. Мода приходит и уходит, а настоящее искусство – вечно. Сейчас, любуясь произведениями искусства советской эпохи, люди видят не памятники ушедшего государства, а замечательные картины и скульптуры, которые спустя многие годы будут радовать настоящих ценителей.
Конечно, сейчас коллекционировать стало тяжелее – и вещей мало, и на рынке много игроков, которые могут платить любые деньги, иногда существенно завышая стоимость. В этом отношении популярность советского искусства не на руку коллекционерам. Хотя появляется надежда на то, что больше произведений сохранится.
© 2007. При перепечатке материалов сайта гипер-ссылка на сайт обязательна.
По всем возникшим у вас вопросам к администрации сайта обращайтесь через страницу обратной связи.