...Двухтысячелетие Рождества Христова. Какова первая реакция сердца на это словосочетание? Прожив юность свою в "эпоху юбилеев" и "исторических дат" времён Л.И. Брежнева, у меня так и осталась некая аллергия и неприятие к юбилеям. Понятно, когда происходит некое историческое событие, но помпезные воспоминания этого события не всегда приятны. Пустота, облеченная в красные одежды. Важные люди, важный вид, немаловажные средства которые уходят на юбилей, тратяться время и силы отнюдь не на дело. Это как сейчас при каждом Епархиальном управлении есть миссионерский отдел и годовые отчеты, а настоящего миссионерства почти нет. Настоятели составляют изнурительные отчёты, проводятся конференции, а где миссионеры, всерьёз просвещающие нехристианские народы?
Но однажды я ошибся, и произошло неожиданное. Я сморщился, когда узнал, кажется, в 1980-м ещё году о создании синодальной комиссии по подготовке к юбилею 1000-летия крещения Руси. Крещение Руси - понятно, это великое событие. Но что великого в праздничном юбилее? А в начале 1988-го я и сам увлёкся подготовкой к юбилею. И произошло удивительное - юбилей события сам стал событием! Важно не то, что было тысячелетие, а то, что при этом рухнул семидесятилетний и утвердившийся, казалось, на все грядущие времена атеистический Вавилон. Церковь встала из руин. Отступивший и уже укоренившийся в безбожии народ СССР вдруг обратился лицом к вере, к Богу. Произошло некое второе крещение на Руси. В истории нашего Отечества была перевёрнута ещё одна страница, ещё одна эпоха ушла в прошлое, ещё одна эпоха началась... Мы всё ещё находимся в её предутреннем сумраке и пока неясно, каким будет её день.
Тогда в 1988-м, юбилейное празднование события стало событием. Станет ли событием грядущий мировой юбилей 2000-летия Рождества Христова?.. Или будут только цветные фейерверки вместо истинного огня горящей и никогда не сгораемой Неопалимой Купины?.. Как горящий на Синае куст, виденный пастухом Моисеем, так горит христианство огнём любви воплотившегося Бога и никогда не сгорает. Проходят века и эпохи, в том числе и юбилеи. Юбилей будет и теперь, но будет ли всполох огня? Озарятся ли невещественным огнём лица празднующих? Или, как у пророка Исаии, скажет Господь в Вифлееме родившийся: "Беззаконие - и празднование!.. и праздники ваши ненавидит душа Моя; они бремя для Меня: Мне тяжело нести их" (Ис. 1,13-14)!
Юбилейными датами отмечен календарь. Исторические события, исторические лица воспоминаются благодарными потомками. Вот как широко, например, недавно все праздновали 200-летие со дня рождения А.С. Пушкина. И это понятно, и порой оправдано. Это - метки, зарубки в памяти. Не должно быть нам иванами, не помнящими родства, а то и манкуртами, забывшим даже своё имя. Понятен и юбилей 3000-летия Иерусалима как столицы Израиля, о чём за пределами земли Израилевой как-то и слышно не было. Но могут ли быть юбилеи благодатных событий Священной истории? Понятна ветхозаветная Пасха, но следует ли праздновать столько-то-летие исхода израильтян из Египта? Понятен Ильин день, но каков был бы юбилей взятия на небо святого Ильи-пророка?
Из века в век празднуют христиане двунадесятые праздники, благодатно участвуя в Священных событиях и свершениях Божиих о нашем спасении. Вечно ново, вечно радостно и благодатно Рождество Христово, оно всегда собирает сердца людей к пещере Вифлеемской, и вновь и вновь рождается Христос в душах людских. Это хорошо известно. А вот что такое юбилей Рождества Христова? Ведь христианские священные события и лица - вне времени, они в вечности. Есть их праздники, но нет юбилеев. Есть таинственное рождение в жизнь вечную, но нет хроники текущих событий. А что же тогда юбилей 2000-летия Рождества Христова? Ответит на этот вопрос только сам юбилей. Помпа человеческая или Божье свершение - что предстоит?..
А пока мы об этом размышляем, время идёт, подготовка тоже, и юбилей приближается. Всё идёт установленным чередом.
В наши детские годы во времена Н.С. Хрущёва число 2000 звучало как из научной фантастики, которой повально увлекались тогда, в этом числе было нечто почти сверхъестественное. Оно было уже реально, надвигалось и одновременно отстояло от нас ещё так далеко. Эта дата ещё не обременялась никакой повседневной суетностью и встречалась только в рассуждениях о будущем, о глобальном. Даже знаменитые пятилетние планы ещё не касались её. Теперь, вот уже не первый год, эта дата - в бухгалтерских документах, программах, планах. Далёкое стало близким. Глобальное - буднично-повседневным. Некогда далёкий лес уже обступает нас своими деревьями и кустарниками.
А вот что было 2000 лет тому назад. "В те дни вышло от кесаря Августа повеление сделать перепись по всей земле. Эта перепись была первая в правление Квириния Сириею. И пошли все записываться, каждый в свой город. Пошел также и Иосиф из Галилеи, из города Назарета, в Иудею, в город Давидов, называемый Вифлеем, потому что он был из дома и рода Давидова, записаться с Мариею, обручённою ему женою, которая была беременна. Когда же они были там, наступило время родить Ей. И родила Сына Своего Первенца, и спеленала Его, и положила Его в ясли; потому что не было им места в гостинице. В той стране были на поле пастухи, которые содержали ночную стражу у стада своего. Вдруг предстал им Ангел Господень, и слава Господня осияла их; и убоялись страхом великим. И сказал Ангел: не бойтесь: я возвещаю вам великую радость, которая будет всем людям: ибо ныне родился вам в городе Давидовом Спаситель, Который есть Христос Господь. И вот вам знак: вы найдете Младенца в пеленах, лежащего в яслях. И внезапно явилось с Ангелом многочисленное воинство небесное, славящее Бога и взывающее: Слава в вышних Богу, и на земле мир, в человеках благоволение! Когда Ангелы отошли от них на небо, пастухи сказали друг другу: пойдём в Вифлеем и посмотрим, что там случилось, о чем возвестил нам Господь. И поспешив пришли, и нашли Марию и Иосифа, и Младенца, лежащего в яслях. Увидев же, рассказали о том, что было возвещено им о Младенце Сем. И все слышавшие дивились тому, что рассказывали им пастухи. А Мария сохраняла все слова сии, слагая в сердце Своем. И возвратились пастухи, славя и хваля Бога за всё то, что слышали и видели, как им сказано было" (Лк. 1,1-20).
В убогой Вифлеемской пещере родился Христос.
Воплотился Бог.
Пришел Мессия.
Мы стоим у порога смены тысячелетий. И опять мысль - а, что, это имеет какое-то значение? Что, история зависит от календаря? Разве историческим событиям есть дело до календарного исчисления времени? Здравый смысл требует отрицательного ответа. История идёт своим чередом и до календаря ей дела нет. Великие события и переломные эпохи происходят, когда происходят, а даты могут быть любыми. И это, конечно, так. Но вот смена тысячелетий в Священной и общей истории мира.
Четыре тысячи лет тому назад - в 2040 г. до Р.Х. по греческой Библии (по еврейской немного позднее - в 1921 г. до Р.Х.) был призван из Месопотамии Авраам. Среди погрязших в идолопоклончестве язычников возникает монотеистическая Богооткровенная религия на земле. От Авраама ведут начало своей веры все три монотеистические религии земли - иудейство, христианство, ислам, потому и называются авраамическими. Авраам - отец веры на земле.
Три тысячи лет назад богоизбранный израильский народ получает своего помазанника-царя Давида. Иерусалим становится столицей земли Израилевой. Сын Давида Соломон строит в нем первый храм. Положено начало богопомазанному Израильскому царству и царскому роду Давида, новому строю левитского богослужения. В Израиле зазвучало пророческое слово Самуила и пророков. Две тысячи лет назад родился Сын Давида, Сын Авраама (Мф. 1,1). Открылось Евангелие. Воплотился Бог. Сын Божий стал Сыном Девы. Начало христианства и новой мессианской христианской эры на земле. Вся история на две части разделилась - до и после Рождества Христова.
Одна тысяча лет тому назад - 1054-й год. Происходит великий и печальный раскол в христианстве. Мир распадается на Восток и на Запад. Начинается разделение и бесконечное дробление христиан, междоусобная брань христиан, позволившая иным силам восстать и обрести огромное влияние в мире.
Что принесёт новая смена тысячелетий?
Неисповедимы пути промысла Божия, Богу одному ведомы. Скорое ли наступление конца, которое, без всякого основания многие связывали с 2000-м годом? Уже несколько десятилетий спрашивают: а правда, что в Библии написано, что в 2000-м году будет конец света? Правда лишь то, что Христос сказал: "Не ваше дело знать времена или сроки, которые Отец положил в Своей власти" (Деян. 1,7). Но знаки времени многих настораживают, и многие благочестивые христиане, а также и подвижники Божии, как святой Иоанн Кронштадтский, говорили и говорят о наступивших последних временах и ожидают скорого, может, и при своей жизни имеющего наступить конца времён и второго пришествия Господня. Многие говорят об уже наступившей предантихристовой апостасии (2 Фес. 2,3). Другие же, как святой Николай Японский, видят историю христианства только в своём начале, а само христианство ещё далеко не раскрывшимся во всей полноте своего благодатного пребывания на земле юным организмом. Правда Божия присутствует в тех и других, в мнении одних и мнении других. Решать будет Бог и никто из людей, ведь даже пророки и патриархи склоняют свои главы пред тайной судеб Божиих в мире.
Стрелка часов на циферблате приближается к отметке смены веков, смены тысячелетий. Да, кстати, при рассуждении о тысячелетиях как-то остаются в тени века. Но заглянем в российскую историю:
И вот вновь смена веков. Близ, при дверех XXI век. В постсоветской России начинается новый период, новая эпоха. Россияне говорят о возрождении России. Но что есть возрождение России? Об этом сколько голов, столько и суждений. Чем, как не надеждою и тоской о возрождении былой великой России живёт русская эмиграция. Так вот, один русский зарубежный архиерей говорил своей пастве: мы хотим восстановления прежней России. А для чего? Прежняя Россия была у нас отнята по нашим грехам, по нашему образу жизни. И вот мы вновь хотим вернуть ее, чтобы беспрепятственно оставаться прежними. А возродиться надо нам самим! Да, прав этот архиерей. Россия - это мы. Не может быть возрождения России как таковой, возродиться можем и должны мы. И возродиться должно нам, как говорил Господь Никодиму (Ин. 3,3-5), свыше от Духа Божия. А то, что есть возрождение России, о котором говорит подвыпивший радетель с сигаретой в зубах? Что есть православие, о котором пекутся иные, не считая и веру-то в Бога обязательной, но лишь бы было православно, а не иноземно? Всем нужно возрождение, а что оно такое, каждый по своему толкует.
Из руин восстают ныне храмы, монастыри, семинарии. А осмыслено ли нами самими, христианами, за что они были у нас некогда отняты и превращены в руины? Да, плохие большевики и масоны всё это разрушили. А мы были хорошие? Мой отец в сталинские годы провёл 18 лет в тюрьмах, лагерях и ссылках. Обвинения в его адрес были глупыми и нелепыми, что и признало потом сама советская власть. Но он всегда говорил: мы сидели не напрасно, по образу нашей прежней жизни всё это должно было случиться. Господь посылал на израильтян и жестоких ассирийцев, и нечестивых халдеев, но разве не за нечестие самих израильтян? И есть ли ныне должное покаяние церковного люда, пастырей и паствы? Или, ещё недавно страшась безбожников, стремясь не выделяться среди всех, теперь хотим выглядеть героями? Восстанавливаем храмы, а грешим в них порой хуже прежнего. Причём речь идёт не просто о личных грехах того или иного человека, а о многом не богоугодном в общем нашем состоянии. Есть уже и первые печальные результаты. Не успело начаться возрождение, а уже идут сильнейшие нестроения и разделения в наших собственных рядах: автокефалии, анафемы, консерваторы и обновленцы и прочее и прочее. Искренно и с надеждой в конце 1980-х и начале 1990-х и верхи, и низы народа обратились лицом к Церкви. А теперь явно ощущается осторожность и настороженность, некая дистанцированность. Другие же в поисках прочного и высокого положения в обществе и государстве дружат с Церковью, понимая, что это единственная реальная духовная сила в стране, но при этом бывают очень далеки от Царствия Божия.
Не было всенародного покаяния, и не осуждены в преступлениях безбожие и коммунистический тоталитаризм. Даже сталинизм не осуждён. В Германии после крушения фашизма был Нюрнбергский процесс. А что было у нас? Нет, не мести и не крови жаждет душа. Ими и без того уже залита в уходящем XX-м веке наша земля и повторения этого ещё раз никто не хочет. Но жаждет душа торжества Божией правды в нашей жизни, конкретного очищения.
В Европе, да и в России всё чаще слышится слово "постхристианство". Европейские и американские народы формально считаются христианскими, а фактически, по сути они уже постхристианские. Сама Христова вера вечна и врата ада не одолеют Церкви Христовой, по обетованию Спасителя. Но общество упорно отходит от веры и Церкви в эпоху постхристианства. Духовно и нравственно европейско-американские народы крайне ослаблены. Распад семьи (это, как распад молекул для вещества), уничтожение и отказ от собственного потомства (аборты и другие изобретения), неприкрытые блуд и содомия. Да, эти грехи были всегда. Но были времена, когда они существовали как отклонение от нормы. Теперь же порок - норма, а благочестие - отклонение от неё. Торжествуют безверие, цинизм и потребительство. Любое такое общество должно сгинуть, оно будет сметено с лица земли. О нём скажут, как говорили некогда на Руси после истребления Богом всех до единого из нечестивого племени обров: "Погибли, как обры".
А детей Аврааму Господь воздвигнет и из камней. И уже крепко встаёт реальная сила, которая может это осуществить. Это ислам, набирающий мощь не только военную и политическую, но и духовно-нравственную. Крепнущая вера и устои ислама выигрывают на фоне духовно дряблого христианства. Семья и государство в исламе набирают мощь. Христиане всегда относились к исламу как к примитиву и даже безбожному нечестию. А теперь ислам, даже вероучительно и нравственно, не обороняется, он в наступлении. И в этом тоже промысел Божий. Библия говорит о самом начале агарянского народа и его божественном предназначении.
Агарь-египтянка, рабыня Сарры, будучи непраздною от Авраама, бежит в пустыню. "И нашел её Ангел Господень (по толкованию святых отцов это Сам Господь, Слово Божие, Второе Лицо Святой Троицы. - Г.Ф.) у источника воды в пустыне, у источника на дороге к Суру. И сказал ей Ангел Господень: Агарь, служанка Сарина! откуда ты пришла, и куда идёшь? Она сказала: я бегу от лица Сары, госпожи моей. Ангел Господень сказал ей: возвратись к госпоже своей и покорись ей. И сказал ей Ангел Господень: умножая умножу потомство твоё, так что нельзя будет и счесть его от множества. И ещё сказал ей Ангел Господень: вот ты беременна, и родишь сына, и наречёшь ему имя: Измаил; ибо услышал Господь страдание твоё. Он будет (между) людьми, как дикий осёл; руки его на всех, и руки всех на него; жить будет он пред лицом всех братьев своих. И нарекла Агарь Господа, Который говорил к ней, именем: Ты Бог видящий меня. Ибо сказала она: точно я видела здесь в след видящего меня. Посему источник тот называется: Беэр-лахай-рои [Источник Живого, видящего меня]" (Быт. 16,7-14).
Руками Измаила, сына Агари, Господь будет бить потомков Исаака, будет бить народ Свой. И в этом судьбы Божии. Пока мы спорим о догматах - потомки Измаила покоряются Богу, пока мы убиваем своих детей абортами и контрацептивами - они рожают детей, пока мы разлагаемся духовно - они крепнут. И в бичующей руке их нам надо будет суметь увидеть не религию антихриста, а десницу Всевышнего.
Беэр-лахай-рои, Источник Живого, видящего меня, где впервые Ангел Господень явился Агари. Вторично Он явился у источника Замзам в Мекке, который является одной из главных святынь ислама. Этот Источник обратит свой поток на ослепшие и не видящие Бога постхристианские народы, которые вместо припадания к Господу - Источнику Живого путаются в своём бесконечном суемудрии (сотни, тысячи христианских конфессий) и погрязают в болоте нечестия. Вопиют к небу грехи отпадающих от Бога чад народа Божия. А имя Измаил означает "да услышит Бог". Какова же конечные судьбы самих измаильтян?..
Каковы события грядущего, XXI-го века?..
И в это самое время на малом клочке земли восстанавливается библейский Израиль. Сыны Авраама и Исаака, сыны Израиля возвращаются вновь на Обетованную Землю. Там стержень всей истории и всего происходящего под луной. Не кончаются ли времена гнева Божия над сынами тех, кто в то раннее утро на площади перед преторией Понтия Пилата кричал Увенчанному терновым венцом: распни Его, распни, кровь Его на нас и на детях наших. Не близки ли времена величайшего обмана, когда примут обманщика, того, кто придёт к людям и к народу израильскому не во имя Отца небесного, а во имя своё? И не близко ли обращение остатка сынов Исааковых ко Христу и раскрытие царства Божия в силе и славе? Вновь строится и украшается Иерусалим. И не Иерусалим ли решит зашедшую в окончательный тупик проблему Запада и Востока, Рима и Константинополя. Ведь кроме апостолов Петра и Иоанна есть третий столп Церкви - Иаков (Гал. 2,9). Или как весенним почкам, этому всему ещё надлежит немалое время набухать, набирая силу?
А тем временем, пока Господь будет среди потомков Авраама воздвигать детей Аврааму, уже мучаются муками рождения миллиарды язычников Индии и Китая. И недоумевает ум - это муки рождения чего? Что грядет от Земли сокровищ и от Империи поднебесной? Уже ныне мистические учения Востока (Индии) вконец растлевают ясность христианского сознания, а где-то заставляют и задуматься. Китай же готов далеко выйти за отведённые ему ныне берега в своей государственной мощи. В Сибири некоторые поговаривают: не придется ли ещё с дарами ездить в свою далёкую столицу Пекин? Но иначе видел всё это подвижник-архиепископ Феофан Полтавский († 1940 г.). Предрекая восстановление в России православной монархии, он говорил, что имеющий прийти царь, придёт из династии Романовых по женской линии. Он будет Божиим избранником, послушным Ему во всём. Он низринет неверных иерархов Церкви. Он преобразит Сибирь. Но эта Россия просуществует недолго...
Африка. Сказочная страна для детей северных. Земля потомков Хама. Устами родоначальника Ноя проклят Ханаан, сын Хамов. Проклят за грех, рабом рабов будет он у братьев своих (Быт. 9,25-27). На семи ханаанских племенах, покорённых Иисусом Навином, сбылось предсказание в отношении потомков Сима. В эпоху великих географических открытий сбылось предсказание в отношении потомков Иафета европейцев, которых вселил Бог в шатры Симовы, даровав им христианскую веру и распространив их по всей земле. Тогда рабски покорилась Африка. Но всё ли она сказала в истории? Африканец Антоний Великий даровал христианскому миру монашество. Оно пришло оттуда, из африканских пустынь. Другой африканец, блаженный Августин, на многие века предопределил европейскую патристику и духовный менталитет европейской цивилизации, европейский Божий град на земле. Что ещё скажет миру Африка? Если возрождение России может начаться из Сибири, то не может ли из Африки прийти благая весть Европе? Это после многих-то веков евангелизации Африки европейцами! И не станет ли рядом с Давидом Левингстоном, пришедшим из Европы в Африку, другой благовестник, прийдя со словом жизни из Африки в Европу?
Тихая ночь, дивная ночь!
Дремлет всё, лишь не спит
В благоговеньи святая Чета,
Чудным Младенцем полны их сердца.
Тихая ночь, дивная ночь!
Глас с небес возвестил:
Радуйтесь, ныне родился Христос,
Мир и спасение всем Он принёс!
А на Руси поют:
Христос рождается, славите,
Христос с небес, срящите;
Христос на земли, возноситеся.
Пойте Гсподеви, вся земля,
И веселием воспойте, людие, яко прославися.
На белых заснеженных просторах России вновь Рождество. Рождество во всём мире. Оно наступает как всегда. Оно вне времени и вне юбилеев.
Тихо падает снег.
Мерцают ночные звёзды.
Под ногами похрустывает снежный покров земли. В храме огни - идёт ночная служба. На душе мирно, тепло... Ещё раз Рождество!
Енисейск
2000-й год от Рождества Христова
РОЖДЕСТВО ХРИСТОВО НА ИСХОДЕ ХХ-ГО ВЕКА
© Содержание — «Енисейский благовест», 2001-2004