Тема наших рассуждений: "Рождество Христово на исходе XX века". Скажите, есть ли кто, родившийся в те древние времена, чьё рождение отмечалось бы сейчас хоть как-нибудь, не говоря уже о всемирном праздновании?! Прошло двадцать веков, а мы вновь славим Рождество Христово. И говорим о нем, не как о некогда прошедшем историческом событии, а, как о совершившемся ныне. Рождество - это не воспоминание о событии, а событие!
Кстати, вот что произошло перед Рождеством Христовым где-то в конце ноября прошлого года около пещеры, где родился Христос. В Вифлееме, на месте рождества Христова, в IV веке царицей Еленой был воздвигнут храм. Она построила храмы и во многих других местах, связанных с земной жизнью Спасителя. В течение веков все эти храмы неоднократно разрушались неприятелями и вновь воздвигались. А вот храм Рождества Христова никогда не был разрушен и, охраняемый промыслом Божиим, стоит и поныне.
Рядом с вертепом, пещерой, где родился Христос, находится мраморная колонна с написанным на ней в XII веке образом Спасителя. И вот ныне произошло знаменательное событие - на лике Христа появились слезы. Первой увидела их шестидесятилетняя уборщица храма Рождества Христова Садика Хамида. "Поначалу, - говорит она - я не поверила своим глазам. Лишь после того, как я подошла ближе, я поняла, что это действительно слезы. Это знамение Божие". Потом множество паломников, множество испытующих, многочисленные толпы любопытствующих, приходили туда, видели эти слёзы своими глазами. Люди удивляются, недоумевают и вопрошают: "О чём плачет Христос у вертепа спустя две тысячи лет после Своего в нем рождения?... Православная Церковь знает многочисленные случаи плачущих икон Божией Матери, но, кажется, не было ещё случая плачущей иконы Спасителя. О чем плачет Христос у пещеры Рождества Своего на исходе XX века? Я не дерзаю ответить на этот вопрос. Думаю, что на него ответит сама жизнь.
Кстати, летоисчисление наше едва ли вполне точно. Год рождества Христова подсчитал в VI веке римский монах Дионисий Малый, но, видимо, с ошибкой в несколько лет. Дело в том, что царь Ирод, во дни царствования которого родился Господь, умер за несколько лет до нашей эры. Поэтому не исключено, что 2000-летие Рождества Христова фактически уже наступило. Однако мы, со всем христианским миром, естественно ожидаем его по общепринятому летоисчислению.
О чем хотелось бы сегодня с вами в особенности поразмышлять? Перед Рождеством Христовым Его ждали. В напряженном ожидании Мессии находилась тогда Иудея. Иудеи ожидали исполнения пророчеств. Но Кого-то, долженствующего изменить весь ход мировой истории и бытия, ожидали тогда и другие народы. Его ждали почему-то именно с Востока, из Иудеи. Сегодня, на исходе ХХ века, ситуация подобна. Вновь ждут пришествия Христа. И с ним уже не изменения истории, а её конца. Пожалуй, весь ХХ век прошел в довольно напряженном ожидании Второго пришествия Христова и конца света.
Усиленное ожидание пришествия Христова бывало в истории уже неоднократно. Так, первые христиане, очевидцы земной жизни Спасителя, сотаинники и ученики апостолов совершенно конкретно ожидали пришествия Господня при своей жизни. Многие из них вовсе не думали умирать. И когда первые христиане начали отходить в жизнь иную, то это вызвало даже смущение и необходимость апостолу Павлу написать свое послание к Фессалоникийцам, в котором он успокаивал их и разъяснял, почему они умирают, а Господь еще не явился.
Подобное напряженное ожидание было и в позднейшие времена. Многие древние святые отцы думали, что Господь придет по истечении 6000 лет от творения мира, т.е. в 492 г. по Р.Х. Такое мнение шло преемственно от иудейского талмудического предания, а излагали его, например, бл. Ипполит Римский (III в.) и учитель Церкви начала IV в. Лактанций. Но это время прошло.
Далее возникло мнение о семи тысячах лет человеческой истории подобно семидневной неделе. Вот что писал об этом в VIII в. прп. Иоанн Дамаскин: "Глаголют же ся убо сего мира седьм век. Рекше от небеснаго и земнаго сотворения. Да и до общаго человеком скончания и востания". Семь веков означают земную историю человечества, а восьмой, в соответствии с таинственным значением числа восемь, означает нескончаемый век будущей жизни. Это мнение широко распространилось в христианстве. Поэтому XV век вновь стал временем напряженного ожидания пришествия Христова.
Седьмая тысяча лет истекала к 1492 году. У нас на Руси апокалиптические чаяния конца света были тогда, в XV веке, нисколько не меньше, чем ныне в двадцатом. Вот, например, слова святого Киприана, митрополита Московского († 1406 г.): "Ныне последнее время и летам скончание приходит и конец веку; бес же весьма рыкает, хотя всех поглотить, по небрежению и лености нашей. Ибо оскудела добродетель, перестала любовь, удалилась простота духовная, и зависть, лукавство и ненависть водворились". Как видите, это мнение не какого-то кликуши, а всероссийского митрополита. Таким ему представлялось духовное состояние общества в то время, которое мы сегодня считаем едва ли не самым светлым периодом православной святой Руси. Это век Андрея Рублева и великих преподобных учеников святого Сергия Радонежского. Однако митрополит Киприан плакался, что раньше было лучше, а хуже, чем в его время, вроде уже как и быть не может. И он не лгал. Он видел реальные беззакония и ждал конца. Его преемник святитель Фотий, митрополит Киевский († 1431 г.), пишет: "Сей век маловременный преходит; грядет ночь, жития нашего преставление, когда уже никто не может делать. Седьмая тысяча совершается; осьмая приходит и не применет, и уже никак не пройдет. Блажен, кто уготовил себя к осьмой тысяче, будущей и бесконечной...".
Это ожидание конца в XV веке на Руси выразилось своеобразно и конкретно. При исчислении дня празднования праздника Пасхи, по окончании миротворного круга в 1408 году, следующий миротворный круг не осмелились продолжить далее 1491 года. Год наступил. Конец не настал. В сентябре 1491 года пришлось собрать Архиерейский собор в Москве при участии святителя Геннадия, архиепископа Новгородского. Собор определил: написать пасхалию на осьмую тысячу лет. А ведь далее жить не собирались, считали, что уже наступает конец. Митрополит Зосима составляет в Москве соборно пасхалию на 20 лет. А в 1492 году архиепископ Геннадий Новгородский излагает пасхалию на следующие 70 лет и прилагает богословское толкование: "Не скончания мира страшиться подобает, но ждать пришествия Христова на всякое время. Сколько благоволит Бог стоять миру, столько продлится и обхождение времен. О сроках: "Никто же весть, ни Ангелы, ни паки Сын, но токмо Отец".
Архиепископ Геннадий Новгородский был проповедником духовного трезвения. Ему в некотором смысле пришлось отрезвить современное ему общество. Должно иметь не "чемоданное настроение" - приходит Христос, впредь никаких событий, даже пасхалию не считать - но в каждодневном духовном трезвении всегда быть готовым к встрече со Христом. А что касается исторических сроков, то они никому не ведомы.
И вот наступает XX век. Век грозных великих катаклизмов, переворотов и потрясений. Когда этот век начинался, эти потрясения чувствовались, ожидались, собственно, вместе с ним и начались. И вместе с новым веком началось и напряженное ожидание конца. И опять: не просто у малограмотных кликуш, но и среди великих праведников и святых. Особые страдания с указанием на 1917 год предсказывались почти за сто лет еще прп. Серафимом Саровским, позднее старцем Варнавой Гефсиманским († 1906 г.), св. Иоанном Кронштадтским. Блаженная Паша Саровская в 1915 году говорила, что до прихода антихриста осталось семь лет, т.е. указывается середина 1922 года. К этому времени должен был завершиться "круг седьмеричного исчисления". А далее - уже будущий век. Один из последних великих оптинских старцев прп. Нектарий († 1928 г.) свидетельствовал в 1917 году: "Одна благочестивая девушка видела сон: сидит Иисус Христос на Престоле, а около Него двенадцать апостолов, и раздаются с земли ужасные муки и стоны. И апостол Петр спрашивает Христа: когда же, Господи, прекратятся эти муки, и отвечает ему Иисус Христос: даю Я сроку до 22 года, если люди не покаются, не образумятся, то все так погибнут".
Настал год 1922-й. Конец мира не настал. Вопрос - почему? Подлинный ответ, конечно, один. Это ответ Христа на вопрос апостолов: "Не в сие время, Господи, восстановляешь Ты царство Израилю"? Господь отвечает: "Не ваше дело знать времена или сроки, которые Отец положил в Своей власти" (Деян. 2, 6-7). Сказав это, Сын Божий оставляет землю, дав ученикам повеление идти и проповедовать Евангелие всей твари даже до края земли. Мы знаем из Священного Писания случаи, когда Господь откладывал уже назначенные события. Так гибель Ниневии, определенная проповедью Ионы через 40 дней, покаянием царя и горожан отложилась еще на 150 лет. По поводу того, что конец не наступил в 1922 году, в книге "Россия перед Вторым пришествием" приводится мнение о важном значении Земского собора во Владивостоке в июле-августе 1922 года. На этом соборе приносилось покаяние от лица России за отступничество. В книге высказывается мнение, что этим было вымолено у Бога продолжение истории. В августе 1922 г. Великий князь Кирилл Владимирович объявляет себя "блюстителем Русского Престола". Таковы ли причины промыслительных деяний Божиих или нет - едва ли нам дано знать.
Одновременно с грозными пророчествами о конце еще тогда, в начале века, идет как бы другая цепочка пророчеств о том, что всё еще восстановится. О восстановлении православной России говорил св. Иоанн Кронштадтский, как и тот же старец Варнава Гефсиманский. Еще ранее говорил об этом прп. Серафим Саровский, а потом и оптинские старцы прп. Анатолий (Потапов) и прп. Нектарий. Об этом же говорил и старец иеросхимонах Серафим Вырицкий († 1949 г.), в годы Второй мировой войны простоявший, подобно прп. Серафиму Саровскому, 1000 дней и ночей на камне в молитве за Россию. Так удивительно сочетается в России ожидание конца и ожидание еще и особой милости Божией и восстановления веры.
А вот еще один, так напряженно ожидавшийся год, этому уже мы все свидетели - год 1992-й. Семь с половиной тысяч лет от творения мира по библейской хронологии. На этот год указывал прп. Нил Мироточивый: "Какое сделается тогда хищение! Какое мужестрастие, прелюбодейство, кровосмешение, распутство будет тогда! До какого упадка снизойдут тогда люди, до какого растления блудом!" Мрачные пророчества о 1992 годе нам всем памятны. Об особенных событиях, имеющих произойти в этот год, говорил иеромонах Петроний из Румынского скита на Афоне в 1989 году. Известны пророчества Нифонта Константинопольского, прп. Нила Афонита, прп. Космы Этолоса, Саввы из Калимноса. Поговаривали, что в 1962 г. родился "Эммануил", будущий антихрист (в 1992 г. ему бы как раз исполнилось 30 лет). Св. Каллиник из монастыря Черника близ Бухареста вещал: "Видишь, не 1848-й год конец мира, но конец мира будет тогда, когда исполнится 7500 лет от Адама..."
Год 1992-й прошел. Конец не наступил. Трудно даже сказать, чтобы с этим годом были связаны какие-то особые события, потрясшие мир. И мы с вами здесь. И с давним вопросом: когда же, Господи? Его задавали еще апостолы, апостолы же и отвечали. Так апостол Петр пишет в своем втором послании: "Одно то не должно быть сокрыто от вас, возлюбленные, что у Господа один день, как тысяча лет, и тысяча лет, как один день. Не медлит Господь исполнением обетования, как некоторые почитают то медлением; но долготерпит нас, не желая, чтобы кто погиб, но чтобы все пришли к покаянию. Придет же день Господень, как тать ночью..." (2 Пет. 3, 8-10). Итак, обетование Божие не нарушается. Но долготерпит Господь там, где люди не терпят. Постоянно назначаются дни и даты не только сектантами и кликушами, но даже великими праведниками и святыми. Мы не можем до конца разуметь смысл таинственных видений и прорицаний святых и преподобных. Нам не раскрыта тайна сроков. К тому же и понятие времени относительно. У Бога тысяча лет, как один день, и один день - как тысяча лет. Одно знаем с достоверностью - не наше дело знать времена и сроки.
При всеобщем ощущении близости конца, особенно среди верующих, при последовательном ряде пророчеств о конце и бедствиях как-то одиноко и совсем иначе звучат слова другого великого святого конца прошлого и начала нынешнего века равноапостольного Николая, просвятителя Японии († 1912 г.). Вот, что он пишет в письме от 10 ноября 1909 года: "Жизнь и отдельного человека, тем более, каждого народа и, несомненно, всего человечества проходит периоды, назначенные ей Творцом. В каком же возрасте теперь человечество со времени рождения его в новую жизнь? О, конечно, еще в юном! Две тысячи лет для такого большого организма совсем небольшие годы. Пройдут ещё многие тысячи лет, пока истинное Христово учение и оживотворяющая благодать Святого Духа проникнут во все члены этого организма. Правда Божия сего требует. Истина Христова всею своею силой должна войти в человечество и произвести полное свое действие". Смотрите, насколько иначе говорит этот великий святитель! Как это отличается от многих брошюрок об антихристе, щедро издаваемых в наше время.
А вот слова другого святителя того же времени архиепископа Никона (Рождественского) от 10 июня 1911 года: "А нам разве не видится или, по крайней мере, не грезится светлое будущее России? Ужели Господь создал такой многочисленный народ и вместе такое необъятное Тело Церкви только для того, чтобы отдать его на съедение червям? Разве Россия развила все свои силы на таланты, заложенные в ее организме, и изжила их? Нет, по всем признакам она молодое историческое тело, возрастающее на смену стареющих организмов. Думать иначе было бы хулою на промысл Божий".
Итак, на исходе XX века мы вновь перед вопросом: где мы? История кончается, или еще только начинается? Многие, кстати, по-прежнему уверены, что в Библии написано о конце света в 2000 году. И вновь отвечает нам Господь наш Иисус: "Не ваше дело знать времена или сроки, которые Отец положил в Своей власти". Но наше дело вопрошать, и мы вопрошаем.
Продолжение. Часть II
Рождественские чтения г. Красноярск 15 января 1997 г.
© Содержание — «Енисейский благовест», 2001-2002