Материалы

Новости кино

Заценённые публикой

28-06-2006, 1:55

С недавних пор получило довольно широкое распространение словечко «заценить», которое употребляется вместо привычного понятия «оценить». И ведь не догадываются те, кто так говорит, что по правилам русского языка приставка «за» нередко придаёт усиливающее значение всё-таки отрицательного свойства. Допустим - закритиковать, засудить, зарубить, забить… Вот и получается, что в призывах заценить какое-то произведение, например, фильм, на самом-то деле звучит предложение подвергнуть его жёсткой и нелицеприятной оценке.

 

 Кадр из фильма "Ночной дозор"
К чему я это? А к тому, что был немало удивлён, когда с первых же дней голосования пользователей интернет-сайта cinema.km.ru в ответах на заданный вопрос «Назовите самый переоценённый фильм в российском прокате в 2004 году» вперёд резко вырвался… «Ночной дозор», который назвали две трети (!) опрашиваемых. Между тем, двумя неделями ранее треть голосовавших посчитала его самым недооценённым, а в конце 2004 года 39% участников опроса объявили вообще лучшим (среди зарубежных лент «Властелин колец: Возвращение короля» заслужил только 34%).

 

 Кадр из фильма «Властелин колец: Возвращение короля»
Наивно было бы утверждать, что публика в миг передумала, разглядев недостатки в абсолютном хите российского кинопроката, собравшем 16 млн. долларов (почти на два миллиона больше, нежели у всё того же «Властелина колец: Возвращения короля»). Просто это свидетельствует о существовавшем с самого начала, то есть с момента триумфального выхода «Ночного дозора» на экраны, чрезвычайно поляризированного мнения о данной картине, что можно было, в частности, заметить по весьма напряжённой (с переходом на личности) дискуссии зрителей на официальном сайте. Словно материализовалась словесная метафора из заключительной песни в «Ночном дозоре»: «И рухнул мир напополам, дымит разлом…».

 

К сожалению, мы привыкли оперировать по делу и без дела формулой противопоставления зрителей и критиков, присваивая тем или другим некую истину в последней инстанции. «Народ всегда прав» - значит, не смей ругать ленту, имеющую широкий успех. «Пишущие о кино лучше понимают, что ценно и останется на века» - значит, следует осмеивать примитивный вкус неразумной аудитории. Фактически же внутри каждого из этих якобы антагонистических сообществ пролегает собственный «разлом»: и зрители, и критики делятся на противостоящие друг другу подгруппы, так что иногда легче найти сторонника и единомышленника в «чуждом лагере», нежели среди своих.

 

"Бумер"
При крайней парадоксальности ситуации всё же нет ничего странного, что так называемые интеллектуалы готовы «брататься» с обычной публикой, превознося достоинства «Бумера» или «Ночного дозора», а посмевших нечто вякнуть против этих картин обозвать мелочными завистниками, к тому же специально купленными конкурентами для написания заведомо отрицательных рецензий. С другой стороны, проще обрести взаимопонимание у кого-то из зрителей, когда покушаешься на «неприкасаемого» Александра Николаевича (знающим не надо пояснять, кто это такой!), чьи творения смотреть невыносимо скучно, а порой и противно, но почему-то принято подобострастно хвалить.

 

Бывают довольно неловкие моменты, когда чувствуешь себя чуть ли не единственным, кто шагает не в ногу, когда все остальные бодро и дружно уже вступают на мост (а как известно, солдатам запрещено ходить строем на таких конструкциях - во избежание их разрушения). Хочется предупредить, чтобы этого не делали, но кто ж послушает, если двигаться вместе и в унисон куда сподручнее, чем в одиночку (с детства помним песенку «Вместе весело шагать по просторам…»). Иногда складывается ощущение, что ряд критиков намеренно превозносят совершенно несмотрибельное, более того - мерзкое и гадкое кино (вроде австрийской «Собачьей жары» Ульриха Зайдля или нового российского фильма «4» Ильи Хржановского, который недалеко ушёл от скверных «подпольных» опусов Светланы Басковой, теперь посланных на Роттердамский фестиваль). То ли они радуются, что сами не так гнусны и порочны по сравнению с героями, изображёнными на экране, то ли получают наконец-то своеобразную индульгенцию от кинематографа, дозволяющую смело идти и грешить дальше.

 

По-своему знаменательно, что на нынешний Берлинский кинофестиваль, кроме «Солнца» Александра Сокурова в конкурсной программе, взята на Форум молодого кино дебютная работа выпускницы Высших режиссёрских курсов (между прочим, мастерская Алексея Германа и Светланы Кармалиты) бывшей медиа-персоны Тани Деткиной под названием «Пакостник». В комментариях организаторов смотра сказано, что её фильм «пенится дадаистическим воображением». Спасибо, что объяснили. Признаюсь, что у меня после просмотра было полное недоумение, как же всё это следует понимать.

 

Кадр из фильма «Удалённый доступ»
Ещё прошлой осенью, увидев «Удалённый доступ» Светланы Проскуриной, показанный в конкурсе фестиваля в Венеции, я вдруг осознал, что подобное «кино для избранных» чётко смыкается с  «кинематографом для всех», типа упомянутого «Ночного дозора». Поскольку в обоих случаях возникает впечатление чего-то постыдного, спекулятивного: только одни авторы кичатся своей исключительностью и недоступностью, а другие нагло играют на зрительских предпочтениях, хотя одновременно мечтают о завоевании «Оскара». Право же, куда честнее откровенный ремесленник Анатолий Эйрамджан, пекущий фильмы как блины!


  • Умер звезда фильма "Челюсти" Рой Шайдер

    15:29, 11-02-2008, Новости кино
    В клинике университета штата Арканзас в возрасте 75 лет скончался американский актер Рой Шайдер (Roy Scheider), сыгравший одну из самых заметных своих ролей в триллере Стивена Спилберга "Челюсти" (1975). По сведениям CNN, Шайдер умер от осложнений, полученных в результате лечения множественной миеломы (рака костного мозга).Шайдер, дебютировавший в кино в 1964 году в фильме "Проклятие живого мертвеца", получил первую заметную роль в 1971-м у А...

  • На съемках «Лузера» Абдулов наколдовал снег

    2:15, 09-02-2008, Новости кино
    Лидия ПАВЛЕНКО — 09.02.2008 Он очень торопился снять этот фильм. Очень. Добрую и трогательную комедию про стареющего неудачника, которому вдруг крупно повезло, Абдулову хотелось подарить зрителям как раз к Новому году. Он был в Астрахани, на других съемках. И вдруг сорвался, все бросил. Объяснил так:- Надо успеть с новогодней картиной, пока лежит снег.Или «пока есть время»? Он сам писал сценарий (в соавторстве с Владимиром Фатьян...

  • «Хозяева ночи»:

    10:02, 14-01-2008, Новости кино
    Старая добрая традиция американских фильмов категории Б выбирать на роль плохих парней китайцев, русских и прочих эмигрантов, бесспорно, привносит в подобную продукцию хорошо уловимый флер вторичности. Но времена изменились, и теперь коллективные фобии американского народа исполняют всё чаще граждане в чалме с непременным автоматом Калашникова. Джеймс Грей, собаку съевший на этническом колорите, достаточно вспомнить дебютную «Маленькую Одес...

© 2007. При перепечатке материалов сайта гипер-ссылка на сайт обязательна.
По всем возникшим у вас вопросам к администрации сайта обращайтесь через страницу обратной связи.