В истории с перемещенными ценностями времен Второй мировой появилась очередная глава. На сей раз не скандальная, а почти благостная. На выставке "Эпоха Меровингов Европа без границ" в Пушкинском музее разрозненные средневековые клады воссоединились, будто и не было войны. Но воссоединились временно.
Среди трофеев, доставшихся Советскому Союзу после победы над Германией, значились и фонды берлинского Музея древней и ранней истории. Разумеется, там было изрядно драгметаллов и самоцветов, но ценность этой коллекции состояла в другом. Многие экспонаты обладали уникальным историческим значением и часто не имели аналогов. В 1958 году, как известно, большое число плененных ценностей было возвращено братской ГДР но далеко не все. Споры о судьбе оставшихся трофеев ведутся до сих пор. Немцы апеллируют к одним правовым нормам, наши к другим. Решения проблемы нет, зато случаются попытки совместного управления спорным имуществом.
На пресс-конференции в ГМИИ германский министр культуры Бернд Нойманн подчеркнуто заявил о том, что выставка не меняет правовых позиций двух стран. И вместе с тем назвал ее "апофеозом германо-российского культурного сотрудничества". Действительно, этот проект не лишен сенсационности. Впервые за десятилетия расчлененные коллекции раннего Cредневековья сошлись под одной крышей. В цифрах это выражается так: из 1300 экспонатов около 700 имеют статус перемещенных ценностей, причем некоторые все это время считались в Германии пропавшими без вести. Если учесть к тому же, что сюжет посвящен так называемым "темным векам", то есть истокам становления нынешней Европы, ажиотаж тем более объясним. Такого количества немецких журналистов на вернисажах в Москве не упомнить.
Впрочем, исторический контекст выставки касается не только Германии. Тут фигурируют предметы материальной культуры всего континента от Урала до Атлантики. Так что Меровинги, правящая династия в государстве франков VVIII веков, взяты, скорее, для маркировки эпохи, более известной как Великое переселение народов. Экспозиция позволяет мысленно пронаблюдать, как на руинах Римской империи зарождалось пестрое и противоречивое сообщество, как варвары перенимали навыки городской цивилизации, а римляне подстраивались под варварские обычаи. Инкрустированные мечи и ножны, мраморные надгробия, янтарные ожерелья, золотые гривны и фибулы все эти вещи, внешне не очень изящные, даже грубоватые, выступают свидетелями времени, от которого почти не осталось летописей. Тут действительно любая глиняная плошка не менее ценна, чем аристократическое украшение. Специалистов особенно радует возникшая целостность картины. Расчленение коллекций они называют совершенно ненаучным и даже абсурдным.
Смешанные чувства вообще характерны для этого проекта. Взаимные колкости сторон на пресс-конференции то и дело сменялись взаимными же поздравлениями. И все в один голос выражали надежду на дальнейшее сближение позиций. Пару раз даже говорилось в том смысле, что название выставки содержит намек на желательное будущее для всей Европы. Со сравнением явно погорячились. Буквально не приведи господь. В упомянутую эпоху варварские племена перекраивали "сферы влияния" с таким азартом, что вспоминается родимое словечко "беспредел". Взять хотя бы авторитетного лидера гуннской группировки Аттилу по прозвищу Бич Божий, который утопил в крови пол-Европы, зарясь на шатающийся римский престол. Дальше было немногим лучше. Это только звучит так душевно Великое переселение народов. Почти как переезд с квартиры на квартиру. На практике континент ходил ходуном, все будто с цепи сорвались... Под отсутствием границ выступающие явно подразумевали другое. Но это другое наступать не торопится. Скажем, после Пушкинского музея выставка переедет в Эрмитаж, а вот в Германию так и не попадет. Что называется, не буди лиха. Споры и переговоры по вопросам реституции продолжатся и впредь. Но нынешний "жест доброй воли" из хроник уже не вычеркнешь.
© 2007. При перепечатке материалов сайта гипер-ссылка на сайт обязательна.
По всем возникшим у вас вопросам к администрации сайта обращайтесь через страницу обратной связи.