• | Постер фильма |
Автор сценария Крэйг Сторпер Craig Storper) по роману «Люди с открытого пастбища» (The Open Range Men) Лорана Пэйна (Lauran Paine)
Режиссёр Кевин Костнер (Kevin Costner)
Оператор Джеймс Муро (James Muro)
Главный художник Гэй С. Бакли (Gae S. Buckley)
Художник Гэри Майерс (Gary Myers)
Композитор Майкл Кэмен (Michael Kamen)
Песня Джулианны Рей (Julianna Raye)
В ролях: Роберт Дювалл (Robert Duvall), Кевин Костнер (Kevin Costner), Аннет Бенинг (Annette Bening), Майкл Гэмбон (Michael Gambon), Майкл Джетер (Michael Jeter), Диего Луна (Diego Luna), Джеймс Руссо (James Russo), Эйбрахам Бенруби (Abraham Benrubi), Дин МакДермот (Dean McDermott), Ким Коутс (Kim Coates)
Кассовые сборы - $58,3 млн. (по состоянию на 9.11.2003, прогноз - $59 млн.)
Оценка - 6,5 (из 10)
Драматический вестерн
• | Кадры из фильма |
На самом деле, название этой картины довольно многозначно, поскольку может быть переведено и как «Открытое пастбище», и как «Открытое стрельбище». К тому же предфинальная перестрелка в типичном городке Дикого Запада происходит именно на открытом пространстве, в прямом столкновении двух ковбоев, Чарли Уэйта и Босса Спирмена, с бандой наглого скотовода Дентона Бакстера, который считает себя хозяином-диктатором всей округи. Уэйт и Спирмен принимают решение встретить своих противников посреди мгновенно опустевшей площади Хармонвилля, вовсе не кажущегося «гармоничным городом», и в этом неравном поединке, где они вроде бы голы и беззащитны перед группой вооружённых бандитов, способны превзойти не только благодаря ловкости и хитроумности, но и победить прежде всего силой собственного духа. На дуэли, которая происходит лицом к лицу, всё-таки не выдерживают те, кто не чувствует уверенности в себе, являясь лишь обычными наёмниками, состоящими на службе у властного вершителя чужих судеб. А на стороне двух «одиноких ковбоев», отстаивающих своё право на независимость во всём - от того, где им пасти скот, до возможности поступать так, как велит совесть - находится и опыт явно непростой жизни, и историческая справедливость.
Кевин Костнер, в третий раз выступивший в качестве режиссёра, совершенно неслучайно разрабатывал очень тщательно и до мельчайших подробностей сцену перестрелки ещё на предварительной стадии, используя моделирование ситуации на компьютере, чтобы потом в течение целых десяти дней снимать этот кульминационный эпизод своего фильма. В итоге у него получился один из самых выразительных и виртуозно исполненных моментов в богатой истории вестерна - жанра, который обожают практически все американцы, считая собственным национальным достоянием. Но так уж сложилось в последние времена, что вестерн переживает весьма трудный период, будучи вытесненным на самые задворки мультибюджетным спецэффектным кинематографом. Подобных лент снимается очень мало, а удачи вообще наперечёт - лишь одна-две на десятилетие.
И знаменательно, что в работе над «Открытым простором» сошлись Кевин Костнер, постановщик эпического вестерна «Танцы с волками», и Дэвид Вальдес, сопродюсер картины «Нет прощения» / «Непрощённый» Клинта Иствуда, которые как раз и были (после долгого перерыва для данного жанра) отмечены «Оскарами», признаны критикой и зрителями. Костнер пытается учесть опыт обоих произведений, желая создать эпическую драму с неожиданными лирическими обертонами, действие которой происходит в 1882 году, то есть в последнюю эпоху «покорения Дальнего Запада». Его 40-летний герой Чарли Уэйт мог принимать участие в Гражданской войне и, вероятно, на стороне конфедератов, или же был в прошлом грабителем и убийцей, поскольку мастерски умеет управляться с оружием, даже если не имел особой практики в течение целого ряда лет. Он - типичный Outlaw, «человек вне закона», одиночка-отщепенец, однажды принявший решение завязать с прежними преступными занятиями и зажить «гармоничной жизнью» на открытых пастбищах Монтаны.
А Босс Спирмен, которого на самом-то деле зовут Вайолет (то есть «Фиалка», чего он стыдится и ото всех это скрывает), представляется более «естественным человеком», всю свою долгую жизнь проведшим в единении с природой и прочно укоренённым на этой земле у последних фронтиров. Союз столь несхожих людей, подкреплённый совместным участием в «битве местного значения» с таким злодеем, как ирландец Бакстер, оказывается, безусловно, романтизированной антитезой разбойничьим порядкам, царящим во внешне благопристойном городке, где только проливной дождь устраивает настоящее наводнение, превращая площадь у салуна в гигантскую лужу, а улицы наполняя непролазной грязью. Оба ковбоя фактически противостоят во время решающей перестрелки не столько конкретным бандитам, сколько тому нецивилизованному миру поистине Дикого Запада, который должен остаться в прошлом. Это как финальный конфликт, где сошлись Добро и Зло.
И надо сказать, что в данной значимой сцене фильм действительно выходит на новый уровень, приобретая мощь кинетической энергетики и сильного внутреннего напряжения, ощутимо воздействуя на зрителей, чего всё-таки лишён в неспешно развивающейся первой половине экранного действа, а потом вновь впадает в состояние умиротворённости в довольно затянутом финале. Хотя следовало бы оценить и подобные усилия Кевина Костнера, стремящегося вписать «сугубо мужской жанр» со своей мифологией и давно устоявшимися канонами в непривычный контекст житейской мелодрамы, где герой-одиночка наконец-то может обрести, помимо любви и семьи, ещё и искомое ощущение узаконенного родства со всем этим мирным укладом жизни. Отныне он - не Outlaw, а In-Law, то есть «родственник по закону».
ГДЕ ИДЕТ
© 2007. При перепечатке материалов сайта гипер-ссылка на сайт обязательна.
По всем возникшим у вас вопросам к администрации сайта обращайтесь через страницу обратной связи.