Мы постоянно слышим, что поп-культура и современные масс-медиа превращают общество в бездуховных существ. Попса - это слово, которое приходится слышать в повседневной жизни всё чаще. Если раньше это понятие в основном употреблялось для обозначения опредёлённого стиля в музыке, то сейчас оно получило более широкое значение. Попсовым может быть всё, что угодно - музыка, литература, кинематограф, телевизионная передача, сам человек, жизнь. В свободной энциклопедии это слово определено следующим образом: «попса (от popular - народный) - собирательное обозначение всех произведений и представителей поп-культуры или массовой культуры. Термин часто используется для пренебрежительного обозначения низкокачественных, с точки зрения искусства и идеологии, образцов современных музыки и кино». Другими словами, попса - это всё, что модно и пользуется спросом.
Глядя на наши современные масс-медиа и литературу, трудно найти опровержение для этого определения. Массовый продукт, производимый, как в Украине, так и в России, действительно нельзя с серьёзным лицом назвать высококачественным, интеллектуальным и духовным. Употребляя слово «наши», я не разделяю постсоветское пространство на отдельные государства - Украину, Россию, Казахстан, Беларусь, так как медийные пространства республик во многом схожи.
Попсовый продукт априори производится для массового потребления, так как основной его задачей является не искусство, а коммерческий успех. Принято считать, что такой продукт не несёт в себе какой-либо идеи и смысловой нагрузки. Но таких задач никто и не ставит. Главная цель - продать продукт подороже, окупить затраты, получить максимальную выгоду. Из этого можно заключить, что попса - это чисто предпринимательский, коммерческий подход к искусству и более ничего.
В этом плане я не открываю Америки, все это прекрасно известно. У каждого человека есть своё собственное, присущее только ему чувство вкуса, благодаря которому, а также внутреннему цензору, каждый сам для себя выбирает, что ему смотреть, слушать, в чём ходить и т.д. и т.п. Вроде никакой проблемы нет! Включай мозги и делай выбор. Но это - только на первый взгляд.
Благодаря агрессивной рекламе того или иного продукта, а порой и образа жизни, телевидение навязывает свою модель человеческого существования, тем самым формируя сознание индивидуума как потребителя. Когда тебе ежедневно с голубого экрана внушают, что для того, чтобы быть крутым, надо выпить «клинского», ты подсознательно начинаешь в это верить. Усталый человек в конце тяжёлого рабочего дня расслабляется перед телевизионным экраном и перестаёт анализировать информацию, тем самым полностью доверяя своё сознание медиа индустрии.
Телевидение, в свою очередь, выступает как некий змий-искуситель, растлевающий общество. Директоры телеканалов, прекрасно понимая, что пульт управления, находящийся в их руках, способен формировать сознание, воспитывать и развивать в человеке вдумчивость, занимаются совсем иным, а именно - навязыванием безвкусицы и развлекательной пошлости.
Количество абсолютно идиотских, циничных развлекательных шоу, сделанных по принципу «угадай букву - получишь конфетку», последнее время стало просто огромным. Передачи же, заставляющие думать и рассуждать, загнаны по вещательной сетке в несмотрибельное время.
Яркий пример - просветительская передача-долгожитель «Что? Где? Когда?», недавно отметившая юбилей.
Современное телевидение напоминает большую, красивую, красочно оформленную коробку, внутри которой ничего нет. Еще древние знали, что народу нужно «хлеба и зрелищ». Ввиду того, что развлекательные шоу занимают около 90% эфира, руководители медиа структур, похоже, буквально понимают этот постулат. Каждый день зрителя планомерно погружают в мир пошлого юмора с душком. Такие передачи, как «Аншлаг», «Кривое зеркало», «Comedy Club» и прочая «петросяновщина», рассчитаны уже на развращённого искусителем зрителя, который будет до колик надрывать живот над словом «жопа».
В сегодняшнем постсоветском медиа пространстве не осталось никаких идеалов, принципов и табу. Когда в дневное время телевидение показывает гея, который, задрав юбку, светит со сцены голым задом, то создаётся впечатление, что телевидение играет роль «пятой колоны», разрушая, разлагая общество изнутри.
Почему подобное происходит на экранах? Зачем нам с вами навязывают чуждые стереотипы, превращая тем самым в пластмассовых, бездуховных существ? Отвечая на эти вопросы, приходишь к следующему выводу: телевизионным боссам невыгодно воспитывать вдумчивого и анализирующего зрителя, так как ему будет гораздо труднее «впарить» ту продукцию, которую производят нынешние медиа структуры. Хотя чаще всего даже и не сами производят, а «слизывают» и запускают западные проекты. А народ что? Народ схавает! От незамысловатого коммерческого постулата «есть спрос - будет предложение» - никуда не деться. А спрос на эту продукцию будет хотя бы потому, что её «втюхивали» телезрителю в течение 15 лет, и другого он просто не видел и не знает.
Если раньше голубой экран предлагал невинные бразильские сериальчики с «Дон Педрами» и «просто Мариями», то сейчас спустя 10 - 15 демократических лет, мы уже доросли до того, что нам показывают «голый зад», и никого это уже не шокирует. Выхода из положения, похоже, не видно - замкнутый круг.
© 2007. При перепечатке материалов сайта гипер-ссылка на сайт обязательна.
По всем возникшим у вас вопросам к администрации сайта обращайтесь через страницу обратной связи.