обсудить
Николай Перумов - один из самых известных русскоязычных писателей в жанре фэнтези, ставший знаменитым во многом благодаря продолжению трилогии Дж. Р. Р. Толкина «Властелин колец». Он уже много лет живет в США, занимается научной деятельностью и пишет книги. На прошлой неделе Николай приезжал на крупнейший российский конвент писателей-фантастов «Роскон», а по дороге заглянул в родной Питер.
«На Западе - суррогат жизни»
- В Америке лучше, чем в России?
- Я не Ахматова и не могу сказать, что был с моим народом в трудные времена, - я уехал. Но зато могу вам сказать, что за границей не жизнь, а ее суррогат. И не понимаю тех, кто, уехав из России, не хочет о ней даже вспоминать и называет ее не иначе как «проклятая рашка». Я скучаю по своей стране, по своему родному городу, стараюсь приезжать сюда почаще. Постоянно читаю русские новостные сайты и поддерживаю связь со своими друзьями в России.
- Как вы относитесь к тому, что мир стал однополярным и Америка теперь - единственная супердержава в мире?
- Когда-то Америка была замечательной страной. Американцы осваивали новые пространства, пусть и малоприятными для аборигенов методами. Даже в 30 -40-е годы прошлого века это была страна, построенная на здравом смысле. А потом началась деиндустриализация. Зря вы думаете, что развал только в России. В Америке заросшие поля, заброшенные дома - тоже обычное дело. Там теперь не развивается ни одна отрасль промышленности, разве что «оборонка».
- В Америке вы занимаетесь научной деятельностью. Если не секрет - чем именно?
- Сейчас я занимаюсь диабетом - метаболизмом глюкозы, проблемами людей с повышенным весом.
- Так кто же все-таки Ник Перумов - ученый или писатель?
- Увы, я не слишком преуспел в научной деятельности. В мои годы уже положено иметь свою лабораторию, гранты и прочее. Но мне это скучно. Я вечный старший научный сотрудник, и меня это устраивает, потому что позволяет мне писать книги. Я не могу отдаться науке всецело, но и полностью без нее я тоже не могу. Профессиональным писателем я был четыре года - с 1994 по 1998 год. Мне это не понравилось, потому что я стал оценивать текст с точки зрения его стоимости. Каждый вечер задавался вопросом: а заработал ли я сегодня своей семье на кусок хлеба?
«Если не мы, то кто?»
- Что такое проект «41» и какова его судьба?
- Это попытка написать военную повесть, посвященную самому трагическому отрезку нашей истории - лету 1941 года. Раньше монополия на эту тему принадлежала писателям-фронтовикам, которые сами там были и видели все своими глазами. Но теперь их осталось очень мало и возникает закономерный вопрос: могут ли писать о войне те, кто на ней не был? По этому поводу существуют разные мнения, но лично я считаю - если не мы, то кто? Не знаю, получится ли у меня встать вровень с классиками этого жанра (для меня образец - Симонов, правдивее его не писал никто), но я попробую это сделать. Основа моего сюжета - последний поезд, вышедший из Бреста ночью 22 июня 1941 года. И от того, куда поедет этот поезд, зависят судьбы находящихся в нем людей и всей войны в целом.
- Почему до сих пор не экранизировали ни одной вашей книги? Вот Лукьяненко уже два «Дозора» «вывел» на экраны...
- Права на мои книги давным-давно проданы, поэтому я и не могу ничего экранизировать. Мои читатели говорят: «Если нельзя фильм, сделайте хотя бы мультик!» На самом деле качественный анимационный фильм сделать гораздо дороже, а то я бы уже давно обратился к Хаяо Миядзаки с просьбой об этом.
- Как вы относитесь к религии? Влияет ли она на ваше творчество?
- Я считал и продолжаю считать, что религия - это опиум для народа. Из мировых религий мне наиболее симпатичен буддизм, потому что он не вмешивается в мою личную жизнь.
- Есть ли писатели, которых вы считаете своими духовными наставниками?
- Это Лем, Стругацкие и, как ни странно, Профессор (так называют Дж. Р. Р. Толкина, автора знаменитой трилогии «Властелин колец». - Прим. Т. Е.), хотя некоторые говорят, что никакого влияния он на меня не оказал, а если и оказал, то только негативное и лучше бы он его не оказывал.
За Толкина бьют по зубам
- В свое время вас жестоко избили толкинисты...
- По этому поводу уже легенды ходят. Рассказывают, будто пришла ко мне толпа толкинистов, я упал перед ними на колени и стал вымаливать прощение за то, что написал «Черное копье». На меня действительно напали в подъезде, была драка, мне выбили зуб.
Нападавшие говорили красивые слова - кажется, обещали стереть меня с лица земли. Их было четверо, и двое из них получили серьезные повреждения - больше мы не встречались.
- Как вы относитесь к так называемому фанатскому творчеству?
- Это замечательно. Я считаю, что любой человек может взять чужих героев и вставить в свой текст, - и я не против, если кто-то это делает с моими. Например, недавно вышли три сборника под названием «Миры Ника Перумова», составленные полностью из произведений поклонников моего творчества.
- Можно ли ваше «Кольцо тьмы» назвать фанатским творчеством?
- Я не хочу приклеивать ярлыки на собственную книгу. Если кто-то хочет так считать, пусть считает.
«Дозоры» киношники изуродовали
- Почему в последнее время стал так популярен жанр фэнтези?
- Потому что в предыдущие годы нас сначала перекормили соцреализмом, затем - кровавыми боевиками. Люди уже не верят, что в мире может существовать добро, поэтому неореализм стал прибежищем для высоких чувств и высоких слов. Петрушевскую принято считать гением, но я не могу читать эту чернуху.
В некоторых литературных кругах «пнуть» меня, так же как и Сергея Лукьяненко, Вадима Панова, считается делом чести. Многие говорят, будто то, что я пишу, - попса, а не творчество. Я стараюсь не отвечать на подобные выпады, но уверен, что на протяжении пятнадцати лет невозможно обманывать читателя, а я не считаю своих читателей людьми глупыми или недалекими.
- Кстати, а как вы относитесь к последним экранизациям романов Лукьяненко и Семеновой?
- Это знаковое событие. Хотя я считаю, что «Дозоры» изуродовали, практически полностью разрушив мир книги. Сергей сопротивлялся этому как лев, но ничего в итоге не смог сделать. Про экранизацию «Волкодава» я ничего не могу сказать, потому что посмотрел фильм всего один раз и то урывками, но я очень люблю и уважаю Марию Васильевну и не сомневаюсь в ее таланте.
- Каковы, на ваш взгляд, признаки хорошей книги?
- Ну например, «Три мушкетера» для меня - хорошая книга, потому что ее читали, читают и будут читать вне зависимости от того, сколько стилистических погрешностей в ее тексте. Хорошая книга должна быть вечной. Во-вторых, читая ее, должно не хотеться выходить из мира, созданного автором. Ну и, наконец, книга должна порождать фанатское творчество.
© 2007. При перепечатке материалов сайта гипер-ссылка на сайт обязательна.
По всем возникшим у вас вопросам к администрации сайта обращайтесь через страницу обратной связи.