Полгода назад, накануне своего 60-летнего юбилея, народный артист России Борис Эйфман рассказал в интервью «Смене» о замысле нового спектакля: «Главным героем будет хореограф, я попытаюсь раскрыть тайны этой божественной профессии». Кто бы мог подумать, что речь идет о балетном спектакле «Чайка»! Но Эйфман опять удивил: сохранив главные философские идеи чеховской «Чайки», перенес действие из дачной усадьбы в репетиционный балетный зал, где сталкиваются модный хореограф Тригорин и дерзкий новатор Треплев, а молодая танцовщица Нина Заречная соперничает с прима-балериной Аркадиной. Премьера «Чайки» Бориса Эйфмана состоится 12 и 13 января на сцене Александринского театра.
Лучше Чехова не придумаешь
- Борис Яковлевич, вы ведь поначалу хотели поменять чеховское название?
- Хотел! Потому что «Чайка» у всех ассоциируется с совершенно определенными театральными и литературными впечатлениями. Балетная же версия предполагает иной визуальный образ, отход от первоисточника. Но лучше чеховского названия ничего не придумали, а проблематика классической «Чайки» осталась и в нашем спектакле. Надеюсь, что мы смогли хореографическим языком выразить проблему, которая волновала и Чехова, и всех художников, - проблему нового в искусстве, цены этого нового. Увы, не все новое является искусством. Переход новаций в категорию «искусство» - едва ли не самое трудное в нашей деятельности.
- Так вашему Треплеву удалось постичь новые формы?
- Новые формы предстояло постигать не только мне, но и актерам, которые получили классическое балетное образование. Особенно трудно было молодым исполнителям роли Треплева Дмитрию Фишеру и Олегу Габышеву - им пришлось осваивать новую технику, раскрывать возможности своего тела.
«Дискотеки смотрел в записи»
- Говорят, что в поисках новых форм ваши актеры даже хип-хоп освоили!
- А что тут удивительного: экстравагантный для театральных подмостков хип-хоп сегодня является одним из приоритетных направлений молодежной культуры. Да, возможно, мы выходим за границы театрального искусства, хотя такой экстравагантный выход - временный, потому что в конечном итоге театр впитает в себя все то, что происходит на отдельных сценических площадках, и это становится одной из форм театрального искусства.
- А где народный артист Борис Эйфман изучал новые виды, как вы выразились, «экстравагантного танца»? Неужели ходили на дискотеки, часами наблюдали за уличными танцорами?
- Для постановки эпизода, где актеры танцуют в стиле хип-хоп, мы пригласили хореографа из Парижа (его театральный псевдоним Слайд), он очень плодотворно с нами работал в течение десяти дней. Воспользовались и консультациями современных петербургских хореографов. На дискотеках я точно не бывал, но смотрел много видеозаписей, и на основании движений, на которые указали специалисты, поставил танец. Знаете, сочинять эти танцы нетрудно! А вот актерам академического театра балета танцевать в этой технике довольно сложно. Она очень непривычна, к тому же танцевать нужно в другой обуви, совершенно иная координация тела, особая нагрузка на мышцы ног. Артистам пришлось перестраиваться в максимально короткие сроки. Но, конечно, тело у актеров еще не готово, болит, иногда, к сожалению, что-то ломается. Но наши артисты увлеклись и, поверьте, достигли многого.
Юбилей пройдет без Волочковой
- На афишах «Чайка» заявлена как спектакль, посвященный 30-летнему юбилею театра Эйфмана. А других юбилейных торжеств не ожидается?
- В феврале в Москве планируем показать юбилейный спектакль с участием российских звезд. Предполагается участие Ульяны Лопаткиной, Дианы Вишневой, Фаруха Рузиматова, Светланы Захаровой. Даже Владимир Малахов пожелал приехать с фрагментом из спектакля «Чайковский», который я поставил в Берлине. Если все соберутся, будет настоящий звездопад. Немало будет и сюрпризов. Например, Фарух Рузиматов исполнит партию Альбинони, которую он танцевал у меня двадцать лет назад. Мы сделаем новую редакцию, это будет интересное возвращение. Звезды нужны мне не для пафоса - они могут создать что-то неизвестное в известном, а это безумно интересно!
В сентябре дадим юбилейный концерт в БКЗ, рассчитывая повторить успех тридцатилетней давности. Я понимаю, что это непросто, ведь в 77-м у нас был грандиозный успех...
- Среди звезд вы не упомянули Анастасию Волочкову. А ведь она танцевала у вас в «Русском Гамлете» заглавную партию!
- Ну что вы опять про Волочкову. Я уже говорил и еще раз повторю, что отношусь к ней с очень большой теплотой и симпатией.
Но в данном проекте мы планировали спектакли, где будут выступать солисты Мариинского и Большого...
- Интересно, а с Настей вышеназванные звезды согласились бы выступить в одном спектакле?
- Я не спрашивал, просто как-то не заходила речь. Поймите, я совершенно вне балетных интриг.
«Успех - это рулетка»
- Тридцать лет назад вы были Треплевым - крушили академические каноны. А теперь стали Тригориным?
- На самом деле и Треплев, и Тригорин близкие мне существа. Можно сказать, две моих половинки. В нашем спектакле они два хореографа. Один - обремененный опытом и славой руководитель труппы. Другой - молодой человек, для которого главное - отрицание, дикий нигилизм. Я уже сорок лет хореограф, но стариком себя не чувствую. Часть моей жизни действительно прошла в образе Треплева. Может быть, не так грубо, не так категорично, но и я отрицал то, что делалось в академическом театре.
Поэтому, ставя «Чайку», не мог относиться к моему герою как к бездарности. У Треплева полно идей, но ему не хватает силы воли, самодисциплины, которая необходима любому художнику, чтобы реализовать себя. Банальное слово - «трудолюбие», но без него - никуда! Я благодарен Богу, что он мне дал не только способность сочинять хореографию, но и дикую работоспособность.
- Сочетание подобных способностей свойственно далеко не всем молодым талантам...
- Знаете, у меня в «Чайке» нет главного героя как такового. Все четыре персонажа главные. И Треплев, и Тригорин, и Аркадина, и Заречная. Кстати, Заречная отнюдь не бездарная девочка, которая хочет сделать карьеру через постель Тригорина. Она талантлива, но у нее что-то не сложилось. Трагедия людей искусства в том, что те, у кого получается, не всегда талантливы, а среди тех, у кого не получается, - очень много настоящих талантов. Это своего рода рулетка! Я смотрю на поколение молодых художников с большим вниманием, но и большим сожалением. Увы, среди них очень мало тех, кому Всевышний дал способность реализовать свой божий дар. И это для художника страшная трагедия...
Михаил САДЧИКОВ
© 2007. При перепечатке материалов сайта гипер-ссылка на сайт обязательна.
По всем возникшим у вас вопросам к администрации сайта обращайтесь через страницу обратной связи.