Материалы

Живопись

Попытки выжить

22-09-2006, 15:34
Программа русского видеоарта «Кое-что о власти» будет показана c 22 сентября по 22 октября в Музее искусства Южной Карелии в городе Лаппенранта. Проект подготовлен Петербургским филиалом Государственного центра современного искусства.



Около дюжины одинаковых пластмассовых неваляшек раскачиваются в опасной близости друг к другу. Амплитуда движения нарастает. Ваньки-встаньки раскачиваются все ритмичнее, в такт закадрового гула, как будто производимого марширующей ротой, и под звуки хлопков, похожих на выстрелы, один за другим вылетают из кадра. Работа Анны Ермолаевой «3 минуты, три попытки выжить» (2000 г.), в которой возникает метафоричный образ власти (автор заставляет неваляшек склонить пластмассовые головы долу), еще раз напоминает, что человек в толпе, будь то толчея на улице или войско, бессилен и обречен.

Проект знакомит зрителя с российским видео искусством последнего десятилетия. Помимо пионерских работ, уже ставших классикой, в нем представлены фильмы, созданные молодыми авторами.

Программа разделена на несколько тематических блоков, раскрывающих тему власти в ее разнообразных проявлениях и с разных ракурсов.

Ракурс снизу. Художник, в своем фирменном образе человека-собаки, окружен людьми в полицейской форме и овчарками. Над ним флаг Европейского Союза. Он подползает на четвереньках к охранникам с собаками, пытаясь найти свое место в этом круге – ластится, заигрывает, огрызается, пытается укусить, - тщетно: коммуникация не получается. В России, как и в Америке, в начале развития видеоарта одним из основных способов использования видеокамеры была запись перформансов. В связи с этой работой Олега Кулика (перформанс «Я люблю Европу, она не любит меня»), выполненной в сентябре 1996 года в Берлинском Кюнстлерхаус, принято вспоминать великого Йозефа Бойса и его перформанс «Койот», в ходе которого художник проводит несколько дней в клетке с животным. Сам Кулик прокомментировал свою работу так: "Европа нуждается в образе врага как основе для объединения. Если все двенадцать собак вокруг меня объединятся, лая и бросаясь на меня, зрители увидят очевидное сходство собачьего круга с символом объединенной Европы".

Ракурс сверху. В ходе своего видеоперформанса, осененный мерцающим, (наподобие экрана), синим нимбом, художник симулирует выступление некоего политического лидера. «Ты можешь положиться на меня» (1993 г.) - работа Гии Ригвавы, одного из пионеров русского видео, - является продолжением более крупного проекта, в первой части которого («Официальное заявление») герой – тоже телекомментатор, но в роли разоблачителя – произносил предостерегающее изречение: «Не верьте им, они все врут». Текст второй части состоит всего из одной фразы - «Ты можешь положиться на меня». Видео закольцовано, обещание повторяется бесконечно, вызывая у зрителя чувство напрасной траты времени и заставляя его воспринимать обещание иронично. Фильм открывает первый раздел программы - «Медиаторы и манипуляторы».


Плохие мальчики синхронно запихивают в рот игрушечные самолеты, повязывают на головы черные кальсоны и засовывают за пояс по батону булки. Вот вам авиационная атака на WTC, а вот - шахидки-смертницы. Пародийно, в духе балаганного театра, с его грубым юмором и незамысловатыми сюжетами, интерпретировано телевидение в творчестве «Синих носов». В форме короткой инсценировки Вячеслав Мизин и Александр Шабуров представляют горячие события последних лет («Русские шарады», 2004 г.), при этом цинично передразнивая форму, в какой эти события обычно преподносятся телезрителю. Художники показывают, что мир, предложенный человечеству через телевизионную картинку, – не ненастоящий и заслуживает осмеяния.

С 22 сентября по 22 октября в Музее искусства Южной Карелии в городе Лаппенранта

  • Ранняя картина Поля Сезанна открыта заново

    14:46, 31-03-2007, Живопись
    Картина французского художника Поля Сезанна, которая ни разу не выставлялась на публике на протяжении более 60 последних лет, была вновь обнаружена в Италии. Франческа Бардаззи, одна из кураторов предстоящей выставки во Флоренции, наткнулась на эту раннюю работу мастера в одной из частных коллекций. "Полотно, вероятно, написано в период между 1860 и 1870 годами, когда Сезанн ездил в Лувр, чтобы копировать шедевры прошлого", - отмечает Б...

  • В Москве проходит выставка китайских авангардистов

    14:22, 31-03-2007, Живопись
    Культура в Китае остается под контролем государства. Так что деятели искусства, которых в Пекине не признают, могут надеяться только на международный триумф. Авангардные полотна из Поднебесной сейчас можно увидеть в Третьяковской галерее. В Москве побывала необычная китайская делегация. 30 художников из Поднебесной, до недавнего времени считавшиеся на родине диссидентами, пытались открыть в российской столице первую за всю историю китай...

  • Найдена украденая картина

    8:07, 13-02-2007, Живопись
    Украденная картина великого испанского художника Франциско Гойя "Дети с тележкой" снова едет на выставку в музее Гуггенхайм, сообщает ArtInfo.com. В прошлом ноябре полотно было похищено из грузовика, доставлявшего его в музей. Оно было обнаружено в том же месяце. ФБР нашло полотно неповрежденным в центральном Нью-Джерси. О местонахождении картины сообщил некий адвокат. В полиции считают, что воры не понимали ценность украденных ими артеф...

© 2007. При перепечатке материалов сайта гипер-ссылка на сайт обязательна.
По всем возникшим у вас вопросам к администрации сайта обращайтесь через страницу обратной связи.