Материалы

Живопись

Памятники советского авангарда

29-09-2006, 12:59
Центр современной архитектуры с 4 октября каждую среду в 23.05 на телеканале "Культура" представляет телепроект "Проекции авангарда".

Проект Ирины Коробьиной (режиссер Елена Лысакова) состоит из 8 документальных фильмов, хронометражем 15 минут.

Проект посвящен уникальному периоду в советской истории ХХ века, когда архитектура молодой Страны Советов в 1920-х гг. утвердилась в авангарде мирового движения. Этот период, длившийся не более 15 лет, оказал сильное влияние на международную архитектурную жизнь, но не получил никакого развития в нашей стране.

Памятники советского архитектурного авангарда, почитаемые во всем мире, всегда были маргинальны в нашем обществе, вкусы которого исторически ориентированы на имперскую монументальность. Сегодня они на грани физического исчезновения не только из-за износа конструкций, но, главным образом, из-за общественного равнодушия и непонимания.

Цель просветительского телепроекта – предъявить зрительской аудитории проблемы охраны архитектурного наследия советского авангарда, а также представить его наиболее яркие явления, признанные во всем мире главным вкладом России в культуру ХХ века.

Фильм 1
Руины Русского Авангарда
Проблема спасения памятников Авангарда, образующих сегодня особую зону риска, становится камнем преткновения интересов местных инвесторов и международного культурного сообщества. Об угрозе утраты уникального явления говорят ведущие архитекторы мира и страны: Заха Хадид, Арата Исодзаки, Одиль Декк, и др.

Фильм 2
Дом Наркомфина. История кораблекрушения
Дом Наркомфина арх. Моисея Гинзбурга оказал влияние на развитие базовых идей рационализации жилых комплексов в отечественной и международной практике. Тем не менее, он является ярким художественным жестом – примером роскоши пространственных решений, невероятной в условиях жесткой экономии. Знаменитый памятник находится под реальной угрозой превращения в руины от собственной ветхости, а также безразличия общества и власти. Его судьба должна решится сегодня – утверждает внук Моисея Гинзбурга Алексей, архитектор, автор проекта реставрации Дома Наркомфина.

Фильм 3
Храм души Архитектора Мельникова
Странное здание в Кривоарбатском переулке всегда вызывало большое любопытство у прохожих. Оно стало местом паломничества архитекторов, приезжающих в Москву со всего мира, чтобы увидеть эту икону советского авангарда.
История создания дома, его секреты, его судьба – в центре повествования. Виктор Мельников, сын великого архитектора, построившего дом для своей семьи, как храм для человеческой души, был верным и единственным хранителем дома долгие годы. После его смерти над домом Мельникова нависла реальная угроза.

Фильм 4
Храмы пролетарской культуры
Новый тип сооружений, организующих "досуг трудящихся", означал поиск идеальных пространственных решений для достижения гармонии духовного и физического развития. Казалось, именно так можно воспитать нового, совершенного человека – строителя Коммунизма. Утопическая задача времени всеобщего энтузиазма и подъема принимала радикальные архитектурные формы – дерзкие и вдохновляющие. Клубное строительство составило славу Советского Авангарда.

Фильм 5
Республiка страны Коммуна
Тема раскрывается на примере конструктивистских построек Киева, Харькова, Запорожья. Это и рабочие поселки, и общественные здания. Главное внимание уделяется двум стройкам века – запорожскому Днепрогэсу, инженерно-архитектурному чуду ХХ века и комплексу Государственной промышленности в Харькове, гиганту советского авангарда. История строительства здания и его судьба прослеживаются на фоне истории страны – индустриализация, экономический подъем и энтузиазм первых пятилеток, война... Уникальная кинохроника погружает зрителя в контекст времени.

Фильм 6
Питерский Авангард
История питерского архитектурного авангарда созвучна с драматичной судьбой Казимира Малевича, признанного лидера авангардного движения. Малевич прибыл в Петроград, колыбель Революции, с надеждой на воплощение своих футуристических идей. Однако этому не суждено было сбыться. Злой рок преследовал его и после кончины – история исчезновения последнего пристанища символично отражает судьбу питерского, а если шире, то и русского авангарда в целом.

Фильм 7
Реставрация / Реконструкция (реж. Олеся Буряченко)
На примере уже начавшейся реконструкции памятников советского авангарда – Планетария и Бахметьевского гаража – исследуются реальные перспективы их сохранения и приспособления для дальнейшего использования.

Фильм 8
Метаморфозы Русского Авангарда
Очевидное влияние советской авангардной культуры прослеживается в творчестве таких всемирно известных мастеров, как Рем Кулхас (Нидерланды), Заха Хадид (Великобритания), Арата Исоздаки (Япония) и Хани Рашид (США), о чем они с гордостью говорят в интервью.

Советский архитектурный авангард, просуществовав чуть больше десятилетия, оказал влияние на развитие современной архитектуры во всем мире, но не на Родине. Его традиции начинают появляться в творчестве российских архитекторов лишь сегодня. Комплекс Государственного центра современного искусства, удостоенный Национальной премии – один из немногих примеров.

  • Ранняя картина Поля Сезанна открыта заново

    14:46, 31-03-2007, Живопись
    Картина французского художника Поля Сезанна, которая ни разу не выставлялась на публике на протяжении более 60 последних лет, была вновь обнаружена в Италии. Франческа Бардаззи, одна из кураторов предстоящей выставки во Флоренции, наткнулась на эту раннюю работу мастера в одной из частных коллекций. "Полотно, вероятно, написано в период между 1860 и 1870 годами, когда Сезанн ездил в Лувр, чтобы копировать шедевры прошлого", - отмечает Б...

  • В Москве проходит выставка китайских авангардистов

    14:22, 31-03-2007, Живопись
    Культура в Китае остается под контролем государства. Так что деятели искусства, которых в Пекине не признают, могут надеяться только на международный триумф. Авангардные полотна из Поднебесной сейчас можно увидеть в Третьяковской галерее. В Москве побывала необычная китайская делегация. 30 художников из Поднебесной, до недавнего времени считавшиеся на родине диссидентами, пытались открыть в российской столице первую за всю историю китай...

  • Найдена украденая картина

    8:07, 13-02-2007, Живопись
    Украденная картина великого испанского художника Франциско Гойя "Дети с тележкой" снова едет на выставку в музее Гуггенхайм, сообщает ArtInfo.com. В прошлом ноябре полотно было похищено из грузовика, доставлявшего его в музей. Оно было обнаружено в том же месяце. ФБР нашло полотно неповрежденным в центральном Нью-Джерси. О местонахождении картины сообщил некий адвокат. В полиции считают, что воры не понимали ценность украденных ими артеф...

© 2007. При перепечатке материалов сайта гипер-ссылка на сайт обязательна.
По всем возникшим у вас вопросам к администрации сайта обращайтесь через страницу обратной связи.