|
|
Татьяна
Зимбули
Это
я – Зина!
В старой ленинградской коммунальной квартире, где
жила Зина, было пять комнат. Две занимали одинокие старичок и старушка, которых
жильцы всё время хотели поженить, в двух других жили семьи: полноценная и
неполноценная, последняя комната – самая маленькая – принадлежала
студентке-выпускнице университета Анне Мохиной.
Коммуналку можно было смело отнести к разряду
спокойных. То есть, именно так протекала жизнь квартиросъёмщиков, обречённых на
вечное совместное существование.
В квартире к неполноценной семье относилась Зиночка
Зиновьева и её маленький сынишка Павлик. Муж Зизи, как ласково называли Зину
соседи, объединив два первых слога от её имени и фамилии, давно и куда-то
у…шёл, у…ехал, у…бежал, в общем, улетучился. Ни алиментов, ни иных знаков
внимания жене и сыну не посылал.
Зине помогали все и во всём. Это был тот случай из
коммунальной жизни, когда удачно сочетались доброжелательность и взаимовыручка,
жалость и искреннее желание помочь одинокой матери. Ссудить денег до зарплаты,
связать шерстяные носочки для мальчика, опустить в почтовый ящик письмо для
Зининой бабушки, живущей где-то в Архангельской области, написанное «сто лет
назад» и столько же лет пролежавшее в сумочке и не отправленное только потому,
что почтовый ящик не встречается на маршруте дом - детский сад - работа, и ещё
много разных мелочей, на которые Зине просто не хватает времени, - всё это с
удовольствием делали для неё великодушные соседи. К сожалению, эти мелочи кажутся
мелочами только тогда, когда на них есть время или в них нет нужды.
Но вот за что Зина готова была благодарить их с утра
до вечера словами и делами – так это за внимание к сыну. Если Зина не успевала
вовремя забрать Павла из садика, на помощь приходила Аня. Она приводила его
домой, переодевала, кормила и сидела с ним до прихода Зины с работы. Когда
сынишка болел, выручали опять-таки соседи, и в основном, Аня. Зине по роду
службы приходилось выходить на работу в обязательном порядке, потому что она
работала бухгалтером в библиотеке. Не главным, но и не простым. Её называли
«народным» бухгалтером, потому что она «делала зарплату» два раза в месяц! И уж
совсем редко, когда болела сама Зиночка, Павлика, чтобы он дал возможность
отлежаться маме и просто отоспаться, забирали к себе все по очереди.
Благодарная мамочка в ответ помогала соседям, как
могла: старикам оформляла квитанции на оплату коммунальных услуг, подписывала
поздравительные открытки от их имени (что же делать, когда «глазки не видят,
руки дрожат, ох, старость - не радость!»), а для Ани Зина была самым надёжным
будильником: ни разу ещё она не забывала не только растормошить, но и заставить
встать с кровати постоянно не высыпающуюся студентку.
Но основным Зининым «коньком» было угощение пирогами
и плюшками. Когда маленькая Зина жила с бабушкой, та научила её печь
изумительную деревенскую сдобу. Замешивая тесто, бабушка приговаривала: «От
уксуса – куксятся, от горчицы – огорчаются, от лука – лукавят, от вина –
винятся, от сдобы – добреют. Ели бы сдобу и добрели». Это были слова Алисы из
любимой книжки маленькой Зиночки «Алиса в стране чудес» Кэролла.
Внучка оказалась толковой ученицей и выросла ко всему
прочему прекрасной кулинаркой. На праздники, дни рождений и в дни своей
зарплаты она пекла на всю квартиру пироги с капустой, с яблоками или с грибами.
И здесь уже не принимала никакой помощи! Крутясь у плиты, Зина напевала слова
из песни «Я люблю тебя, жизнь», и только в конце заменяла слова, и выходило «Я
люблю печь пирог, я люблю это снова и снова…» Царская получалась выпечка,
наверное, потому, что делала она всё с желанием, удовольствием и хорошим
настроением.
Так и протекали трудовые будни взрослых
квартиросъёмщиков, озаряясь моментами личных и общественных праздников.
И только жизнь маленького Павлика, всеобщего любимца
квартиры, помимо будничной суеты была наполнена самым светлым, самым искренним,
но и самым мучительным чувством – любовью к женщине...
Четырёхлетний сын Зины «очень сильно-пресильно» любил
студентку, комсомолку и, наконец, просто красавицу - Анну Мохину. Аня тоже
любила Пашку, но или не сильно, или не очень, в общем, так, что Павлик сказал
однажды:
- Мамочка, Аня меня не любит. Она меня истерзала
совсем, а когда любишь, то не терзаешь человека, да?
И как ему было объяснить, что Анна его любила просто
как очаровательного ребёнка соседки, которой никогда не отказывала в том, чтобы
посидеть с ним, погулять, поиграть, почитать и проделать всякие другие «по»,
так любимые Павликом! Надо отдать должное Аниному терпению и ответственному
отношению к тем часам, что она проводила с Пашкой. Она никогда не сидела с ним
просто так, пассивно поглядывая в ту сторону, где он был. Они либо шли гулять,
«в экспедицию» - так называла Аня их прогулки, либо они играли в её, как
правило, комнате и только в развивающие игры, которых Аня знала превеликое
множество, либо они читали любимые Анины или Пашины сказки, либо они бесились.
Ну, описывать то, что они делали, когда «бесились», не стоит, потому что, в
принципе, это не поддаётся описанию. И вообще, наука ещё не дала точного
определения такому роду занятий взрослых с детьми. Но то, что эта разновидность
общения с ребёнком даёт положительный результат в виде отличного настроения
обоих, это факт! Правда, первые их бесовские занятия напугали соседей так, что
бедные жильцы не знали, что и подумать: такой стоял визг, писк, грохот, стоны,
вопли, нечленораздельная речь, глухие удары чего-то обо что-то и даже совсем
непонятные звуки.
Всё было бы хорошо, если бы не одно «но». Аня
заканчивала учёбу и начинала писать дипломную работу. Училась она хорошо, без
«хвостов», регулярно получала стипендию и нерегулярно подрабатывала. Иметь
постоянную работу она пока не могла, потому что почти всё время уходило на
университет. Готовясь к сессиям, Аня полностью погружалась в учебники, лекции,
ходила в библиотеку. Она действительно училась.
В период сессий, как раз тогда, когда больше всего
нужны тишина и покой, Аня вот уже два года подряд лишалась возможности
сосредоточиться на учёбе. И вот почему. Пока Павлику не исполнилось двух лет,
он спокойно обходился без Ани, сидя, в основном в кроватке или в манеже. С того
дня, как он стал сам выползать, а затем выходить из комнаты, чтобы перебраться
в «кониту» Ани, неся в своём маленьком сердечке безудержно развивающуюся любовь,
без которой он уже не мог жить, Аня физически начала ощущать на себе все
«прелести» Пашкиной привязанности и влюблённости.
«Все дороги ведут в Рим». Это сказано для всех. Но у
Павлика все дороги вели в комнату Анечки. У него было такое счастливое личико,
когда ему удавалось самому открыть Анину дверь, что не улыбнуться и не
умилиться было просто невозможно! Дверь в её комнату открывалась вовнутрь и
поскольку почти всегда была приоткрыта, то лёгкого толчка вполне хватало, чтобы
войти. Чистенький, складненький, со светлыми кудряшками, всегда вкусно пахнущий
чем-то необъяснимо нежным и свежим, маленький ангелочек протискивался где-то
внизу дверного проёма в не широко открытую дверь, и так преданно и радостно
смотрел на Аню, что у неё не хватало сил отправить его обратно к маме, хотя ох,
как некстати бывал приход малыша! Бедная Аня во время экзаменов таких визитов
начала бояться. Беда заключалась ещё и в том, что Павлика невозможно было
забрать от Ани без слёз. А его плача, хотя он очень редко капризничал, никто из
жильцов не мог спокойно выносить. Просто какое-то тайное собрание защитников
детских слёз образовалось в квартире. Чтобы ни одной слезинки не пролилось из
глаз любимца коммуналки, жильцы готовы были на всё! Только одного они не могли
сделать – доучиться за Аню и написать диплом.
***
Однажды Зина пекла пирог по случаю именин Татьяны
Тимофеевны, соседки-невесты из первой комнаты налево по коридору. Услышав на
кухне, как Аня безрезультатно пытается упросить Пашку уйти к себе и дать ей
поучить билеты, Зина пришла ей на помощь.
- Павлик, Ане надо уроки учить, понимаешь? Пойдём, ты
поможешь мне пирожок в печку ставить, хорошо?
- Я не хочу печь пирожок, я хочу с Аней! – Спокойно,
но достаточно твёрдо сказал сын.
- Ты понимаешь, что если Анечка не сдаст экзамен, она
очень расстроится, будет плакать, ей тогда нельзя будет дальше учиться, пока
она не сдаст этот экзамен. Пашенька, ты мешаешь Ане, пойми ты это! А если ты
Аню любишь, то ты, наоборот, должен всё делать для того, чтобы ей было хорошо.
Вот Аня закончит учиться, и тогда вы будете играть, сколько хочешь. Пойдём,
дорогой мой, помоги мне.
- А когда мы пирог в печку поставим, она уже выучит
экзамен?
- Нет, не выучит. Это долгий процесс. О, Господи,
Паша, пойдём со мной! Ну что ты прямо терзаешь нас с Аней! Всё! Идём.
И тут Пашка лёг на пол, скрестил руки на животе и
спокойно сказал:
- Нет, я буду тихо-тихо здесь лежать, и смотреть, как
Аня учит. Я буду с ней и с радостью, и с горем. Иди, мамочка, я-то всё равно к
тебе приду, а у Ани же нет никого, только я.
Зина и Аня вошли в ступор. Что ответить? Павлик
лежал, ровно дышал и невозмутимо смотрел на растерявшихся взрослых женщин.
Мужчина высказался.
- Хорошо, - первая пришла в себя Зина, - оставайся.
Но если только Аня скажет мне, что ты её отвлекаешь, я сразу же тебя заберу.
Договорились?
- Да, - ответили в один голос и Павлик, и Аня.
Пашку «хватило» на пять минут. Для него это был
рекорд! Он перевернулся на ковре и первый вопрос после пытки долгим молчанием
был:
- Аня, ты всё?
- Нет.
- А когда ты будешь всё?
- Пашка, молчи. У меня послезавтра только первый
экзамен. Это ещё долго.
- И учить тоже долго?
- Да.
- А ты можешь быстро учить?
- С тобой – нет. Одна – да.
- А давай я ещё так долго помолчу, а ты быстро всё выучишь?
Давай? – Перейдя с шёпота, уже в полный голос спрашивал Паша.
- Паша, - повысила голос и Аня, - ты отвлекаешь меня!
Я из-за тебя сбилась с мысли…
- А как это – сбилась?
- Ну прошу тебя, помолчи! А лучше иди к себе, поиграй
пока в игрушки. Я позанимаюсь и приду к тебе.
Павлик хотел что-то ответить, но не успел: в комнату
резко вошла Зина, молча подошла к нему и, взяв за руку, стала поднимать с пола.
Паша, также молча, упираясь ногами изо всех сил, вырвал руку у матери и
мгновенно снова оказался на полу, между столом, за которым занималась Аня, и
шкафом на «золотых копытцах» (деревянные ножки шкафа были покрыты золотистого
цвета тонким металлическим ободом и поэтому назывались «золотые копытца»). Пока
Зина, не так проворно, правда, как сын, наклонялась к нему, она потеряла
какую-то долю секунды. За эту «долю» Пашка успел крепко ухватиться одной рукой
за ножку стола, а другой – за ножку шкафа. Но Зина не растерялась: ноги-то у
него были свободны! Она взяла его за ноги и волоком попыталась вытащить из
комнаты. Не тут-то было! Павлик намертво вцепился в ножки мебели. Аня, широко
раскрыв глаза, не подавая ни звука, наблюдала за душераздирающей сценой. Минуту
спустя, она не выдержала и, встав на коленки, попыталась разжать Пашкины
пальчики и оторвать их от мебельных ножек. Если бы в этот момент кто-то зашёл в
комнату, не зная в чём дело, то изумлённому (без сомнения) взору вошедшего
предстало бы зрелище не для слабонервных: две молодые женщины, молча,
сосредоточенно … четвертовали маленького мальчика.
Зина всё-таки забрала сына и через пару минут
вернулась в комнату Ани.
- Скажи, у тебя ключ есть?
- Есть, правда, не помню где, - Аня открыла ящик
стола и пошуровала в его глубинах, - вот, нашла. Тебе отдать? Или что …
- Аня, я всё понимаю, поэтому давай договоримся так:
когда ты занимаешься, закрывайся на ключ. На кухню я Павлика брать не хочу, а в
комнате закрывать его боюсь. Обещаю тебе, что в коридоре он шуметь не будет.
Если ты мне понадобишься, я уж как-нибудь достучусь до тебя. Идёт? А с Пашей я поговорю.
Но и ты меня поддерживай, раз запрет, значит, запрет от обеих.
- Зинуля, ты только не ругай его очень, он же не
виноват, что полюбил меня, неуча такого.
- Вот-вот, это у них с детства: пока ты глупая и
неучёная, он тебя любит, как только станешь умной и образованной – всё, пойдёт
искать объект для применения своего превосходства. Все они такие – их
превосходительства! Но ты слушай, да не мотай на ус, а учись, Анюта,
пригодится!
***
Ни в этот вечер, ни на следующий день Павлик не
приходил к Ане. Она виделась с ним пару раз, когда выходила на кухню, а он с
мамой одевался гулять, и когда выходила за почтой, а они возвращались из
магазина.
Столько грусти и обиды было в его глазах, что Аня
почувствовала себя виноватой. Она хотела что-то сказать Паше кроме обычного
«Здравствуй», но Зина (из женской солидарности, бесспорно) так посмотрела на
Аню, что желание говорить тут же превратилось в желание промолчать.
А маленький Павлик страдал. Причём после разговора с
мамой он не ходил к Ане не потому, что всё понял, а потому, что существовал
запрет на вход в комнату любимой, и нарушение этого запрета грозило ему
отправкой жить к далёкой и неизвестной бабушке, такой далёкой, что Анечку он
может уже и не увидит никогда больше... Вот какой серьёзный был разговор, и
какое страшное наказание было уготовано несчастному влюблённому.
И ещё его мучило то, что мама несколько раз заходила
к Ане, чтобы угостить её пирогом с чаем. Он слышал, как она стучалась к ней в
комнату, что-то говорила и Аня открывала дверь. Гордый мальчик не стал
упрашивать, чтобы она взяла его с собой, когда снова пойдёт к соседке. Он сам
решил пойти и отнести Ане пирог.
Выбрав подходящий момент, когда в коридоре никого не
было, Паша достал из секретной коробочки припрятанный с ужина кусочек пирога,
завернул его в салфетку и вышел из комнаты. Зина была в ванной. Он подошёл к
Аниной двери, остановился и о чём-то задумался. Из своей комнаты вышла Татьяна
Тимофеевна и бесшумно направилась на кухню.
Мальчик стоял перед заветной дверью и не решался войти.
О чём он думал? Какие мысли были сейчас в его маленьком любящем сердечке? Он
теребил в руках кусок пирога, крошки сыпались сквозь разорванную салфетку на
пол. Павлик сжал пальцы в кулачок и осторожно, с замиранием и трепетом,
постучался. Строго и громко прозвучал вопрос из-за двери:
- Кто там?
Павлик растерялся, негромко, с надеждой в голосе,
произнёс:
- Аня, открой, это я – Зина.
И наступила минута молчания.
Застывшие в неудобных позах за углом между коридором
и кухней Зина и Татьяна Тимофеевна, не моргая и не дыша, наблюдали за
происходящим. Они боялись выдать своё присутствие Павлику, потому что не хотели
вмешиваться, а очень хотели узнать, чем же закончится эта драматическая сцена.
В замке повернулся ключ, открылась дверь, и они
увидели друг друга… Большая Аня и маленький Павлик. Он смотрел на неё с таким
благоговением, протягивая вконец измятый кусок пирога, что Аня еле
сдерживалась, чтобы не поддаться жалости и не нарушить данное Зине слово не
пускать сына к себе.
- Аня, это тебе.
- Спасибо, Пашенька.
- А ты ещё учишь?
- Да.
- Аня!
- Что?
- А ты долго будешь учить?
- Да.
И вдруг Аня заметила, как задрожали губки у Павлика,
он стал быстро-быстро теребить маленькую пуговочку на своей рубашке, не отводя
глаз от Аниного лица. Она увидела, как эти милые, полные искренней любви,
глазки начинают наполняться самыми грустными в мире слезами…
- Да то же это такое!? - Аня почувствовала, что и у
неё глаза уже «на мокром месте».
- Так, вот что, - она начала говорить нарочито строго
и сердито, больше даже для себя, чем для малыша, - я тебе сейчас передам вот
этот ключ. Ты его будешь хранить. Теперь я не буду закрываться, но учти, что
никто не должен знать, что дверь у меня не на замке. Это первое. Второе, никто
не должен знать, что ключ у тебя. И последнее. Как только я освобожусь, я тебя
позову к себе. Запомни, это наша тайна, самый большой секрет. А чтобы ты не
скучал, иди и рисуй для меня что хочешь. Вечером, перед сном, будешь
подкладывать свои рисунки мне под порог. Ты меня понял, Павлик?
- Да! А когда ты меня позовёшь?
- Через четыре дня, в понедельник. Всё, теперь быстро
иди, - тихо, заговорщицким голосом сказала Аня.
- Ты лучше всех, - шёпотом ответил мальчик.
***
- Зиночка, ты только подумай! Такой маленький и такое
большое чувство! Бедный малыш! – это Татьяна Тимофеевна делилась впечатлением о
подсмотренном и подслушанном.
- Да-а, хотя, почему «бедный»? Вы думаете, любовь –
обедняет?
- Нет, я имею в виду то, что его любовь –
безответная. А это так печально… Ты уж его утешь, пожалей, а то пусть ко мне
приходит, я ему книжку почитаю.
- Спасибо Вам, Татьяна Тимофеевна, что-нибудь
придумаем. – И «невольные» свидетели разошлись по комнатам.
Уложив сына спать, Зина зашла к Ане.
- Аня, ну сил моих нет, что же ты дитё-то моё так
мучаешь!? Мы с Татьяной всё слышали. У меня аж комок к горлу подступил. Как же
парень до понедельника-то доживёт?!
- А ты думаешь, что не выдержит? - Анечка испуганно
посмотрела на соседку. Только не понятно было, чего она так испугалась: того, что
придёт или того, что не придёт. – Я, Зинуля, сама распереживалась, чуть не
заплакала, когда он так смотрел на меня… Я даже какое-то время ничего учить не
могла. Представляешь?! Такой малόй, а такие чувства вызывает!
- Он не придёт. Он дождётся понедельника. Я тебе
точно говорю. Я ничего ему не скажу.
- Откуда ты знаешь? Ты так думаешь? Ты уверена?
- Я чувствую, Аня. Я – мать.
Вернувшись к себе, Зина увидела Павлика крепко
спящим. Она подошла, нежно поцеловала его за ушком и прошептала:
- Спокойной ночи, маленькая ты моя Зина …
До понедельника Павлик к Ане не ходил. Сын сдержал
слово!
«Геростраты» на века
Солнечный июль.
Многолюдный, многозвучный дагомысский пляж. Раскалённая галька заставляет босых,
но жаждущих войти в море, добираться до воды вприпрыжку. Под широким зонтиком девочка
лет пяти вместе с папой строит из крупных камешков круглую башню. Сделано уже
много. Каменное строение красивое, с «окнами», вокруг расчищены и прорыты
траншеи, некоторые места башни украшены битыми зелёными стёклышками, ставшими
от постоянного омывания морской водой круглыми и гладкими.
Наконец строительство
закончено и довольные дочь и отец наперегонки бегут купаться. Возвращаясь,
девочка гордо обходит «каменную» башню и просит отца сфотографировать её на
фоне рукотворного пляжного памятника. Кадр, ещё кадр, ещё. Они вновь садятся
под зонтик, оживлённо разговаривая друг с другом.
Мимо них проносится
ватага мальчишек лет десяти - двенадцати. Последний бегущий задержался на
мгновение около башни и вдруг в один прыжок обрушил свои стопы на ничем не
защищённые башенные стены… Доля секунды – и след его уже простыл: оглянувшись
чуть воровато по сторонам, он пустился вдогонку убегающим ребятам.
Как, смотря в полные
слёз глаза дочери, объяснить ей, что «геростраты» были, есть и будут, к
сожалению, всегда?! Что ответить на немой вопрос «Почему?..», застывший на
опущенных от обиды уголках губ?!
Может быть, просто
сказать, что все люди делятся на строителей и разрушителей, и что без одних не
было бы других? Но это не поможет, потому что слишком сильно переживание
человека, сделавшего что-то своими руками, умом, от того, что кто-то другой
разрушает без всякой причины и следствия выношенный, выстраданный в муках
творчества и физически созданный объект.
Или, учитывая возраст
дочки, сказать, что этот мальчик – плохой, потому что только таким способом заявляет
о себе на земле, и, если он не образумится, то когда вырастет, будет ещё хуже,
и никто его не будет любить, а ты – хорошая, и ещё построишь много всяких
разных башен и домов и т.д., и т.п.
Или, несмотря на
возраст, рассказать, что Герострат был человеком ничем не примечательным, решившим
добиться славы и бессмертия. Для этого он совершил беспрецедентное злодеяние:
поджёг храм Артемиды в Эфесе. Храм располагался в Эфесе,
находящемся сегодня на территории Турции рядом с известным курортом Кушадасы.
Это случилось в 356 году до нашей эры, в ночь, когда родился Александр
Македонский. Храм прекратил своё существование, простояв менее ста лет.
Или …
И всё время
натыкаться на самый обыкновенный недетский вопрос: почему.
Почему созданные
выдающимися архитекторами и зодчими прошлых столетий здания нашего города так
безумно и безжалостно уничтожаются современными чиновниками? Что движет ими?
Деньги? Слава? Жажда бессмертия? Уверенность в том, что они создают новый,
лучший, мир?
Почему мальчик сломал
башенку из камней?..
|
|