сборник свободных авторов
|
|
Виктор Морозов Лихо до дна, а там дорога одна! (народная пословица) В первом значении Лихо – Зло (словарь В.Даля)
Люди стремятся быть или казаться для окружающих в той или иной степени талантливыми. Вероятно и поэтому всюду, куда человека влечет судьба, ему свойственно утверждать свою значимость. И даже если волею случая человек остается один, он все равно ищет способ утвердить присутствие в Мире своего таланта. Талант – это то, из чего берет начало не только творчество человека, но и сама его сущность. Человек рождается талантливым, хотя природа его таланта хранит свою тайну. Поиск талантом разнообразных форм представляется достаточно индивидуальным процессом и поэтому может казаться, что во всем их многообразии нет никакого единства. Однако вне такого единства трудно вообразить, как происходит рождение таланта или его «утрата», когда он, казалось, присутствовал в человеке еще совсем недавно. Так же трудно понять, почему талант, данный человеку от рождения, может переходить во власть искаженных, а не редко просто уродливых форм. Конечно, можно отказаться от предположения, что все люди рождаются талантливыми, а поэтому по-настоящему талантливыми могут быть только избранные. В этом случае поиск природы таланта казалось бы упрощается, но тогда и талант и процесс творчества как бы вырождаются, замыкаясь кругом тех, кто «отмечен» случайной, необъяснимой причиной. Тем не менее, традиционно принято говорить о таланте, имея ввиду прежде всего его элитарность. Попытки изменить сложившееся представление о таланте, его масштабе и глубине в реальной истории, а не в фантазиях, всегда были сопряжены с колоссальными усилиями самых разных людей. И только маленькие дети способны без особого труда разрушать этот древний стереотип. Люди рождаются талантливыми и открытыми для всего мира, а их талант проявляется прежде всего в детях, которые вместе со своим рождением обретают возможность к творчеству. Поэтому счастье каждого в открытии таланта собственных детей, которые начинают творить бессмертие человеческого Духа из простоты и бесконечности окружающего Мира. Их творчество находится в реликтовом единстве с Миром, но к сожалению для его разрушения требуется совсем немного времени. Внезапно постигнув мимолетность своего существования, постоянно сокращающуюся “размерность" доступного, люди вступают в сложные, зачастую беспредельно запутанные отношения друг с другом и с Миром, где часто главную роль играют их фальшивые идеалы. История помнит немало тех, кого интересовала природа таланта, творчества и свободы. Однако, читая многое из того, что уже сказано, не покидает ощущение, что судьба самого человека, его творчества и свободы еще никогда не пересекались. И даже когда этот вопрос в философии, науке, религии поднимался достаточно высоко, там, в этих высотах для человека и его реальных потребностей или не оставалось места, или же его роль была более чем скромной. Решение вопроса о творчестве и свободе всегда уходили так далеко и так высоко, что обычному человеку за такой свободой творчества невозможно было угнаться. Видимо поэтому люди так и остаются в “царстве” необходимости, или как всю свою жизнь утверждал и убеждал всех Н.Бердяев, в царстве Кесаря, в падшем, неизбежно и справедливо, на его взгляд, погибающем Мире. Замечено, что когда творчество начинает осуществлять заметное движение в попытке человеком осмысления окружающего Мира, его личность, изменяясь как бы все более и более «отстает» от самого процесса. Это происходит оттого, что творчество, как явление неизбежно «вливается» в мощный творческий поток, который уже давно, но, к сожалению, односторонне устремлен людьми только в бесконечность Мира. Начиная ощущать мощную энергетику этого глобального процесса, творческая личность в попытке сохранить свою индивидуальность, «робеет», «замыкается», «субъективизируется». Но энергетика этого процесса ловко подхватывает ее на свой «гребень», увлекает за собой талант любого масштаба и глубины. Глобальный творческий поток, сложившийся в далеком, безначальном прошлом легко «вмещает» самый яркий талант, завлекая его в бесконечность окружающего Мира. Завлекает и несет человека в бездну неизвестности, приоткрывает ее перед ним и захватывает его Дух. Человек незаметно для себя попадает в зависимость от самого процесса, «уносящего» в неизвестность его индивидуальность и талант. Поток завораживает человека своим величием и требует от него все его силы, не оставляя времени для осознания силы собственного Духа. На фоне такого грандиозного, но одностороннего и, в известной мере, ложного величия талант самого человека способен терять осмысленную значимость своего «Я». Именно на этой дороге творчество расстается со своей спокойной, реликтовой формой, обретенной еще в детстве, но без нее очень быстро теряет свою свободу. Творческий процесс, в своей односторонности может быть чрезвычайно губительным для человека и даже приводить его к одиночеству, духовному краху и гибели. История хранит массу примеров того, как творчество приводило человека к личной трагедии, когда он пытался на гребне могучего потока, заложенного людьми в прошлом, проникнуть в смысл Мира. Известно, что погружение под воду на большую глубину сопряжено с опасностью кессонной болезни. Нечто подобное испытывает и человек, пытающийся своим творчеством «погружаться» в тайну окружающего Мира. «Погружение» за этой тайной может приносить человеку много нового, увлекательного, в том числе и общественное признание. Безудержная страсть открытия неведомого ранее, создания того, что увеличивает мощь его разума, делает его жизнь осмысленной и значимой. Однако все это несет с собой и реальную опасность потерять человеком свою свободу. Это происходит оттого, что творчество - это реликтовый, очень древний, могучий, величественный, бурный, глобальный поток, который выявляет истинную силу Духа каждого. В этом потоке сила Духа каждого не только в его возможности держаться на плаву и успеть как-то поучаствовать в изменении Мира, но и в способности осознать свое истинное единство с самим потоком. Без поиска и освоения этого единства Дух любого творца только истощается в борьбе с потоком, а поэтому постепенно увядает, теряя свою свободу безвозвратно. Для человека его талант и творчество – это трудная дорога длиною в жизнь. Одновременно - это единственная возможность осознать им реальное противоречие собственно Духа и поэтому попытаться изменить отношение к своей жизни и смерти. Творчество начинается с того, что заманивает человека в бездну бесконечности так быстро, что он не успевает это осознать. Каждый новый талант, создавая свои творения не только торопится явить их миру, удивиться и удивить им других, но и «закладывает» в них тайну, не разгаданную им самим. Человек, увлеченный, очарованный только бесконечностью окружающего Мира, своим творчеством «закладывает» в свои произведения нечто такое, что попадает туда помимо его воли, как отражение самого процесса творчества. В его творениях тише или громче, но обязательно «звучит» неразгаданная, ускользнувшая от самого автора тема. Творчество как единый процесс всюду формируется вокруг такой общей для всех «мерцающей» темы. Существование такой темы можно обнаружить во всех значимых произведениях. В «мерцающей» форме эта тема представлена не только в литературе, изобразительном искусстве, философии, религии, но и в обычной жизни. С другой стороны, на существовании такой темы не делается практически нигде какой-либо заметный акцент. Эта тема, как правило, не видна за сюжетной линией самого произведения, за многообразием персонажей, их действиями или устремлениями. Присутствие всеобщей для всех темы определяется самим процессом творчества, а не только тем или иным его конкретным проявлением. Течение творческого процесса не изменяется на протяжении столетий, а его сущность удивительным образом ускользает от осознания человеком. Его основное противоречие как и всеобщая тема творчества «мерцает» перед взором человека сотни лет то медленно «погружаясь» в бездну бесконечности, то «всплывая» из глубины человеческих взаимоотношений. Каждое такое «мерцание», потревоженное локальными и глобальными социальными процессами отражает очередную мозаику изменений в развитии культуры, экономики, политики, науки и религии, жизни человека. Вечно неспокойное, мерцающее «море творчества» хранит свою тайну с начала истории человечества. На своих «волнах» оно бесчисленное число раз воспроизводит память о самых разных временах, в том числе и о таких, которые наполнены до дна трагическими событиями (лихом) в судьбах народов, наций, государств и обычных людей. Существование скрытой, всеобщей темы творчества заставляет по-особому взглянуть на сам процесс. Наличие этой темы несомненно может говорить о том, что этот процесс не только внешне, но и внутренне противоречив. И не просто так человек в своем творчестве всегда пытается найти такие образы, в которых всеобщая тема все же остается заметной. Причем заметной не только в наиболее гениальных произведениях, но и в обладающих меньшим общественным признанием, а то и просто в повседневных делах людей эта тема может зазвучать вдруг сильнее и отчетливее. Каждый человек рождается талантливым, т.е. способным к творчеству, созданию, утверждению нового в окружающем Мире. Однако в обществе всегда существовала достаточно жесткая система деления людей на талантливых и тех, кому о своем таланте знать как бы необязательно. Действие системы закреплено всей социальной структурой общества и передается из поколения в поколение. Эта система сложилась так давно и имеет столько «очевидных» оправданий, что представить себе Мир, в котором все люди талантливы, невозможно. И в самом деле, как представить себе Мир, где каждый имеет реальную возможность для выражения своего таланта. Но именно такой Мир люди всегда стремились вообразить, творчески развивая религию, культуру, политику, экономику, технику, технологии, улучшая свою жизнь. Однако в самой идее такого Мира, будь-то его земной или иной образ, вообразить ту цель, к которой в действительности устремлен человек, очень трудно. Можно сказать, что во всем этом многообразии порывов человеческого Духа остается неясным то, о чем в действительности всегда мечтал и мечтает человек, какой смысл он пытается до сих пор вложить в свое творчество. И тут недостаточно ответа о стремлении каждого к обычному или необыкновенному счастью, любви, благополучию и т. п. Тут недостаточно сказать, что у каждого свое представление о Мире и его роли в нем, а поэтому единого смысла для всех нет и быть не может. Хотя именно к такому выбору людей подталкивает их совместный исторический опыт. Несмотря на колоссальные жертвы, этот бесценный опыт люди почему-то торопятся списать на ошибки отдельных исторических личностей, ущербность тех или иных национальных черт, случай и т.п. Поэтому и отношение к такой истории всюду складывается как исключительно мозаичное, а в сущности негативное. Между тем в истории каждого народа и цивилизации были периоды, когда общечеловеческие ценности обретали наиболее зримые формы и глобальные масштабы. Это было время, когда зло «пробуждало» своего антипода и именно оно вытесняло зло в наиболее его откровенных формах. Войны, социальные эксперименты над людьми в разных странах и в разные времена порождали зло, которое натворило немало бед. Однако это зло «пробуждало» силу неизмеримо более мощную, которая рассеивала зло, разрушало его многократно. Очень важно обратить внимание на то, почему именно в такие времена особенно явно проявлялось противоречие и таланта, и творчества. Почему в такие времена талант в массовом порядке раскрывается по-особому, не так как обычно, а обнажая свое основное противоречие и реальную силу Духа каждого. Из истории видно, что только истинная сила Духа в человеке, через его колоссальное напряжение способна разрешать «неожиданно» обострившееся противоречие творческого процесса даже в глобальном масштабе. И уже не раз это противоречие разводило людей в противоположные стороны. Независимо от национальной и иной социальной принадлежности оно ставило людей друг против друга, а зло вставало против своего антипода. В эти лихие времена все «гении» зла объединяются и натравливают людей друг на друга, поскольку всегда присутствуют в каждом обществе, народе, нации, государстве. Однако за этими «талантами зла» идут те, кто не просто вдруг поверил их призывам и обещаниям, их необыкновенным способностям или по принуждению. В конечном счете, люди всегда осознанно встают не под знамена отдельного гения зла или союза его единомышленников, а самого зла, обнажая не иррациональное, а абсолютно реальное состояние своего собственного Духа. История нашей и других стран убеждает, что тайна творчества, творческого процесса глубоко связана с сущностью человека, с тем противоречием, из которого рождается его нравственность. Главной, столбовой дорогой к этому противоречию, которое во все времена является источником нравственности в человеке, является его талант и творчество. Современная цивилизация способна создавать качественно новые условия для творчества людей. Но именно поэтому на этой дороге людей ждут более серьезные, чем в прошлом, последствия дальнейшего игнорирования основного противоречия, лежащего в основании таланта и нравственности. Это игнорирование началось с ветхозаветного заблуждения людей об источнике творчества, его возможном масштабе и глубине. Сейчас это заблуждение прорастает особенно быстрым темпом вглубь очевидного и исторически понятного разделения людей на нации, народы, религии, государства, политические союзы, на политиков и народ, на актеров и зрителей, писателей и читателей, праведников и грешников, и т.д. и т.п., уверенно превращаясь в химеру. Главная опасность этой глобальной химеры в том, что она требует признать за собой право на Истину, и для этого любыми способами убедить как можно больше людей отказаться от трудной дороги, уже пройденной их предками, к источнику своего и своего Духа творчества. Поэтому, только продолжая следовать путем творчества, но осознавая заблуждения уже пройденного, люди способны «добраться» до противоречия, которое как скрытый вулкан, будит неиссякаемую энергию их противоречивого Духа, тысячи лет творящего с Человеком их единую Нравственность.
P.S. В этой статье намеренно не названы основное противоречие творческого процесса и его всеобщая тема в той форме как ее понимает автор. Цель такой «интриги» в том, чтобы «не спугнуть» читательский интерес и оставить возможность самостоятельно рассуждать каждому, кто видит в этом смысл. |
|||||||||