info

Богословие

СТРАШНЫЙ СУД (глава 20)

Святому Иоанну открывается новое апокалиптическое видение — картина Страшного суда у великого белого престола. По нашему делению Апокалипсиса это — шестая картина, открывшаяся Иоанну на острове Патмос. Взор тайнозрителя проник до той отдаленной точки, где кончается история вселенной и где начинается новый великий день вечности. Страшный суд это — точка касания двух сфер, сферы бытия временного и сферы вечнобытия.

Днями отсчитывают время. Страшный суд, это — последний день времен и начало вечности. Страшный суд, это — конец имевшего начало, и начало не имеющего конца, это — омега времени и альфа вечности.

20.11  И увидел я великий белый престол и Сидящего на нем, от лица Которого бежало небо и земля, и не нашлось им места.

Так начинает Иоанн описание великого зрелища, открывшегося его пророческому взору.

И увидел я великий белый престол. Это — Божий престол Страшного суда. Об этом говорил Сам Господь: “Когда же приидет Сын Человеческий во славе Своей и все святые Ангелы с Ним, тогда сядет на престоле славы Своей” (Мф. 25,31). Этот “престол славы” и видит теперь Иоанн. Андрей Кесарийский под белым престолом, на котором воссядет Судья неба и земли, разумеет “Божие упокоение, которое Он сотворит в прославленных добродетелями святых, восседая на них, как на престоле”. Впрочем мы, конечно же, не можем себе представлять, что именно представляет собой этот престол. Здесь, как и во многих других случаях, Писание в земных образах и понятиях показывает и описывает нам незримое и неописуемое.

Престол белый, ибо свят, чист и неподкупен Судья, сидящий на нем. У белого престола обнажится всё нечистое. Там не будет места для мзды, но только для праведного возмездия. Трепещи, душа, предстать перед этим престолом!

Престол также великий, что говорит о величии и всемогуществе Божием. Как великий этот престол отличается от тех малых, которые Иоанн видел ранее (ст. 4). На великом престоле Иоанн видит Сидящего, на тех престолах он видел “сидящих”. Подобное видел и пророк Даниил: “Видел я, наконец, что поставлены были престолы, и воссел Ветхий днями; одеяние на Нем было бело, как снег, и волосы главы Его — как чистая волна; престол Его — как пламя огня, колеса Его — пылающий огонь. Огненная река выходила и проходила пред Ним; тысячи тысяч служили Ему и тьмы тем предстояли пред Ним; судьи сели и раскрылись книги” (Дан. 7,9-10). Здесь мы опять видим один великий престол, как пламя огня, и Сидящего на нем — Судью и Создателя всех — Бога-Вседержителя, а также видим и другие меньшие престолы и сидящих на них судей с книгами. О великом и малых престолах говорил и Сам Господь Иисус Христос: “Истинно говорю вам, что вы, последовавшие за Мною, — в пакибытии, когда сядет Сын Человеческий на престоле славы Своей (великий белый престол. — Г.Ф.), сядете и вы на двенадцати престолах судить двенадцать колен Израилевых” (Мф. 19,28). Апостол Павел пишет, что “святые будут судить мир” (1 Кор. 6,2). И сам тайнозритель Иоанн уже ранее видел, как “престол стоял на небе, и на престоле был Сидящий... И вокруг престола двадцать четыре престола; а на престолах... сидевших двадцать четыре старца” (4,2.4). Так должно себе представлять картину суда: Судья всех восседает на великом белом престоле, а вокруг иные престолы и восседающие на них праведники с книгами, также имеющие вместе со своим Творцом судить мир.

И увидел Иоанн не только великий белый престол, но Сидящего на нем. Он упоминает о лице Его, но не описывает, ибо Он — неописуем. Также видел и пророк Исаия “Господа, сидящего на престоле высоком и превознесенном” (Ис. 6,1), но не мог описать Божественного лика. Только пророк Даниил описывает немного подробнее: “воссел Ветхий днями; одеяние на нем было бело, как снег, и волосы главы Его — как чистая волна”. Белое одеяние сидящего соответствует белому престолу. Так всем нам надлежит предстать перед великим белым престолом Сидящего, святого, страшного и неописуемого.

Кто этот Сидящий? Здесь не следует, как в 4,2 и 5,1, разуметь именно Бога-Отца в Его ипостасном отличии от Сына и Святого Духа. Либо здесь надо разуметь Бога вообще, как Судию неба и земли, либо же конкретно Господа-Вседержителя Иисуса Христа. На последнее указывают такие слова Самого Сидящего на престоле: “Се, творю все новое” (21,5). А это восстановление твари совершается через Сына. Так сказано: “кто во Христе, тот новая тварь; древнее прошло, теперь все новое” (2 Кор. 5,17). И опять сказано: “в пакибытии, когда сядет Сын Человеческий на престоле славы Своей” (Мф. 19,28). Далее Сидящий на престоле говорит: “Совершилось! Я есмь Альфа и Омега, начало и конец; жаждущему дам даром от источника воды живой” (21,6). А эти слова совершенно очевидно принадлежат Христу, сыну Божию. Да и Господь говорил, что “Отец и не судит никого, но весь суд отдал Сыну” (Ин. 5,22). Совершителем Страшного суда Новый Завет всегда представляет Иисуса Христа (см. Мф. 19,28; 25,31-32), и даже сам суд назван “судилище Христово” (2 Кор. 5,10).

Описав судью, Иоанн начинает описывать самый суд. Перед великим белым престолом предстанут не только люди, но и вообще всякая тварь, небо и земля, все живое и неживое. Об этом так сказано: от лица Которого бежало небо и земля, и не нашлось им места. У пророка Даниила мы уже видели, что от престола божественного Судьи огненная река выходила и проходила пред Ним.

Поэтому всему, чему надлежит предстать перед престолом Божиим, должно пройти через эту огненную реку суда. Об этом так пишет святой Ефрем Сирин: “Судия воссядет на огненном престоле, окрест Его море пламени, и река огненная течет от него, подвергнуть испытанию все миры”, и в другом месте: “Как снесем это, братие, когда увидим огненную реку, плещущую с яростию и пожигающую всю землю и все дела, яже на ней?” Небо и земля испорчены грехом через грехопадение ангелов и людей, “потому что тварь покорилась суете не добровольно, но по воле покорившего ее... Ибо знаем, что вся тварь совокупно стенает и мучится доныне” (Рим. 8,20.22). Звезды, солнце, луна, горы, моря и реки, цветы и травы, растения и животные — все поражено смертельной болезнью греха, а потому бежало небо и земля, и не нашлось им места в вечном Царстве света. Со страшной скоростью весь пораженный грехом космос уносится в бесконечные дали вечного мрака... Апостол Петр так описывает прохождение Вселенной через огненную реку, истекающую от престола Божия: “Нынешние небеса и земля... сберегаются огню на день суда и погибели нечестивых человеков... Придет же день Господень, как тать ночью, и тогда небеса с шумом прейдут, стихии же, разгоревшись, разрушатся, земля и все дела на ней сгорят”. В этот день “воспламененные небеса разрушатся и разгоревшиеся стихии растают” (2 Пет. 3,7.10.12). Так исполнятся слова Писания, что этот “мир проходит, и похоть его” (1 Ин. 2,17), “ибо проходит образ мира сего” (1 Кор. 7,31). Человек, доколе будешь искать себе сокровище в этом мире, которому надлежит пройти, бежать от лица Божия и престола Его, сгореть в огненной реке?! Почему в твоем сердце только то находит себе место, чему не найдено будет места в вечности?! Поэтому отвратитесь от подверженного “рабству тления” (Рим. 8,21) и “о горнем помышляйте, а не о земном” (Кол. 3,2).

Но неправильно думать, что вся тварь будет просто уничтожена и бесследно исчезнет. Это было бы торжество не Бога, а сатаны. Христос не только умер, но и воскрес. “Проходит образ мира сего” (1 Кор. 7,31), тленного и греховного. Но и “сама тварь освобождена будет от рабства тлению в свободу славы детей Божиих” (Рим. 8,21). То есть будет не просто уничтожение, но перерождение и обновление. Об этом так писали святые отцы. Святой Ириней Лионский: “Не истребляется и не уничтожается ни состав, ни существо твари (ибо верен и истинен устроивший ее), но проходит образ мира сего, то есть то, в чем было преступление, ибо в сем обветшал человек, а потому, по Божественному о всем предведению, и образ сей был только на время”. Святой Мефодий: Неудобоприятно такое иных рассуждение, что все до основания погибнет и что не будет ни земли, ни воздуха, ни неба; ибо хотя для очищения и обновления весь мир и воспламенится, будучи потопляем огнем, однако не дойдет он до окончательной погибели и истребления”. Так же думали блаженный Антипатр, святой Андрей Кесарийский и другие святые.

Показав, как предстал перед страшным судьей весь космос, Иоанн описывает далее, как происходил суд над людьми.

20.12  И увидел я мертвых, малых и великих, стоящих пред Богом, и книги раскрыты были, и иная книга раскрыта, которая есть книга жизни; и судимы были мертвые по написанному в книгах, сообразно с делами своими.

Это картина всеобщего суда, на который надлежит предстать всем людям в последний день. “Ибо всем нам должно явиться пред судилище Христово” (2 Кор. 5,10). “Не дивитесь сему; ибо наступает время, в которое все, находящиеся в гробах, услышат глас Сына Божия; и изыдут творившие добро в воскресение жизни, а делающие зло — в воскресение осуждения” (Ин. 5,28-29).

И увидел я — пишет Иоанн — мертвых. Под мертвыми разумеются все люди умершие телесно, или же в особенности мертвые во грехах. То, что здесь не упоминаются дожившие до второго пришествия Христова и не претерпевшие телесной смерти, но изменившиеся, не означает, что их не будет на суде. Они, как и изшедшие из гробов, предстанут перед престолом суда. “Ибо всем нам должно явиться пред судилище Христово” (2 Кор. 5,10), — говорит апостол Павел. А в другом месте: “Каждого дело обнаружится; ибо день покажет, потому что в огне открывается, и огонь испытывает дело каждого, каково оно есть” (1 Кор. 3,13).

Иоанн видит представших перед престолом Бога — малых и великих. Малые и великие по возрасту, по богатству, славе и положению в обществе и Церкви, по совершению греховных дел — все одинаково предстанут на суд. Это будет нелицеприятный суд всеправедного Судии. Иоанн видит их всех, стоящих пред Богом, а пред Богом все равны. Не с земными богатствами, титулами и наградами, не со знаками отличия и почести, а с своей совестью и делами равно предстанут перед Богом все: президент и чиновник, патриарх и священник, крестьянин и раб. Человек малый и великий готовится к этому страшному дню. Тогда спросит Бог каждого: что сделал ты для Меня, какой принес сноп господину жатвы? Не уповай на свое величие, не отговаривайся своей малостью, но готовься предстать перед Богом!

Иначе еще малые означают нечестивых, а великие — праведных. Те и другие тоже равно предстанут на суд, как мы уже видели, что “всем нам должно явится пред судилище Христово, чтобы каждому получить соответственно тому, что он делал, живя в теле, доброе или худое” (2 Кор. 5,10).

Поэтому ложно учат говорящие, что праведные не предстанут на Страшный суд. При этом они ссылаются на слова Христа: “Слушающий слово Мое и верующий в Пославшего Меня имеет жизнь вечную, и на суд не приходит, но перешел от смерти в жизнь” (Ин. 5,24). Они говорят, что как только умирает праведник, то он сразу: без мытарств, без молитв Церкви и даже без суда идет к Богу. Это неверно по следующим причинам. Во-первых, это противоречит тем ясным местам Писания, где говорится о том, что праведники тоже предстанут на суд: Мф. 25,31-40; 1 Кор. 3,11-15; 2 Кор. 5,10; Рим. 14,10. Во-вторых, слова Христа в Ин. 5,24 должно разуметь не так, будто праведники не предстанут на Страшный суд, а так, что они еще на земле через веру и таинства обрели вечную жизнь, и на суде будут не осуждены, а оправданы. В покаянии они осудили себя, а потому не будут осуждены Богом. В-третьих, это видно из того, что на суде будет открыта “книга жизни” и осуждены будут не все, а только не найденные в ней (ст.12.15). Найденные же в этой книге есть праведники, имеющие наследовать жизнь вечную. В четвертых, с мыслью, что праведники не предстанут на суд, не может смириться нравственное чувство христианина. Есть такой принцип, что за преступление следует наказание, и что “нет ничего тайного, что не сделалось бы явным, и ничего не бывает потаенного, что не вышло бы наружу” (Мк. 4,22). Без суда это нарушается. Обличенный и наказанный может получить прощение. Искренний человек не может с радостью принять прощение, не будучи сначала обличен. Просмотрев беспристрастно свою жизнь, как может христианин согласиться с тем, чтобы не предстать на суд? Никак.

С другой стороны нельзя думать, что нечестивые не воскреснут на суд. Так, святой Кирилл Иерусалимский, объясняя слова псалма “не воскреснут нечестивые на суд” (Пс. 1,5), учит: “Если сказано, что нечестивые не воскреснут на суд, а на осуждение, потому что Богу нет нужды в долгом исследовании, но тотчас по воскресении нечестивых последует и их наказание”. Блаженный Феодорит учит: “не сказал Св. Дух не воскреснут нечестивые... Воскреснут, то есть воскреснут, но не суд, а на осуждение, потому что не имеют нужды в обличении, и нечестие их явно, ожидают же одного наказания. Как убийц, взятых на самом месте преступления, судьи приводят в судилище не для того, чтобы обличать, но чтобы произнести над ними согласный с законами приговор, так проведшие жизнь в нечестии, немедленно по воскресении, понесут наказание, и не на суд будут приведены, но услышат приговор к казни”. Такое понимание этих слов псалма ясно проступает в русском переводе: “Потому не устоят нечестивые на суде”.

Далее описывается, как совершается сам суд. И книги раскрыты были, и иная книга раскрыта, которая есть книга жизни; и судимы были мертвые по написанному в книгах, сообразно с делами своими. О раскрытии многих книг на суде написано также у пророка Даниила: “Судьи сели, и раскрылись книги” (Дан. 7,10). По этим книгам будет совершаться суд над каждым человеком. Иные здесь разумеют книги Писания, по которым будут сверяться жизнь и дела каждого человека. Поэтому каждый из нас должен во всем строить свою жизнь по этим священным книгам. Слово Божие будет нас судить в последний день. Эти книги написаны не для кого-то, а для каждого из нас. В них написана воля Божия, исполняя которую, только и возможно спастись. “Да не отходит сия книга закона от уст твоих; но поучайся в ней день и ночь, дабы в точности исполнить все, что в ней написано: тогда ты будешь успешен в путях твоих и будешь поступать благоразумно” (Нав. 1,8), тогда только сможешь устоять на Страшном суде. Сейчас многие, и верующие и неверующие, не раскрывают этих священных книг. Но они все равно будут раскрыты на суде, и что ответишь, когда будешь судим по написанному в книгах Писания?! Будут ли дела твои сообразны с написанным в этих книгах?.. Читайте Писание, исполняйте его и будете жить!

Лучше же под раскрытыми книгами разуметь совесть каждого человека. Как в некую книгу записываются все помышления, слова и дела человека. Сейчас эта книга закрыта, но на суде она будет раскрыта. То, что сейчас порою остается закрытым не только от постороннего взгляда, но и от самого себя, все будет раскрыто тогда. Тот день покажет “дело каждого, каково оно есть” (1 Кор. 3,13). Тогда, как в раскрытой книге, каждый увидит себя и дела свои, каковы они есть. И сообразно с написанными в книге мыслями и деяниями каждого человека будет ему и суд. Душа, помнишь ли всегда об этом?

Помимо этих многих книг, еще и иная книга раскрыта, которая есть книга жизни. Об этой книге см. толкование на 3,5. В эту книгу по предведению Божьему вписаны имена всех, имеющих наследовать жизнь вечную. Многие книги будут открыты для обнаружения дел каждого человека, безразлично, верующего или неверующего. По ним каждый получит “соответственно тому, что он делал, живя в теле, доброе или худое” (2 Кор. 5,10). А по книге жизни будет определяться как бы конечный приговор или вечная участь человека. Записанные в эту книгу при крещении и не изгладившие из нее своего имени делами своей жизни, наследуют Царство, уготованное им от создания мира (Мф. 26,34).

И судимы были мертвые. Сейчас время свободы — потом будет суд. Сейчас, человек, делай, что хочешь — потом за все будешь отвечать. Сейчас сеется семя — потом пожнешь плоды. “Всем нам должно явиться пред судилище Христово” (2 Кор. 5,10). Но от белого престола суда выходит огненная река (Дан. 7,10). А потому всякий не иначе предстанет перед страшным Судьей, как пройдя через эту реку. Истекающая от престола река огня охватит, омоет и попалит своим пламенем всякого идущего к судье. Страшно идти против течения могучей реки, стекающей с высоких гор. Но как пойдешь, человек, через реку огня, истекающую от небесного престола?!

В той огненной реке “каждого дело обнаружится: ибо день покажет, потому что в огне открывается, и огонь испытывает дело каждого, каково оно есть” (1 Кор. 3,13). Если даже природа: звезды и луна, травы и цветы, небо и земля не устоят, но, уносимые страшной клокочущей огненной рекой, бежат от престола с неимоверной скоростью, и не найдут себе места, то как устоишь ты, грешный и слабый человек, как найдется тебе место?.. “Как снесем это, братие, — взывает Ефрем Сирин — когда увидим огненную реку, плещущую с яростию и пожигающую всю землю и все дела, яже на ней?” У кого дело, которое он строил, устоит? (см. 1 Кор. 3,14-15). Во время разлива горных рек все: ил, деревья, камни, люди — превращается в быстро уносящееся вниз, страшное клокочущее месиво. Что поможет тогда, когда разольется всеиспытующая огненная река суда? Восплачь, человек, и вострепещи и истово помолись со всей Церковью: “Христианския кончины живота нашего, безболезнены, непостыдны, мирны, и доброго ответа на страшнем судищи Христове, просим — подай, Господи”.Тогда устоит только “золото, огнем очищенное” (3,18). А потому советую тебе, душа, купить его у Христа! Только добрые дела, соделанные в Духе Святом, смогут устоять в том огненном испытании Страшного суда. Только Сам, испытующий сердца, помыслы и дела человеческие, сможет тогда помочь. Взирай на Него, человек, всегда помни день смертный и всегда помни день судный! Память о дне суда удержит тебя от всего нечистого и скверного и возгреет к делам добрым и праведным.

И судимы были мертвые, — пишет Иоанн, — сообразно с делами своими. И далее он еще раз напишет (ст. 13) и судим был каждый по делам своим. Можно привести и множество других мест Писания, говорящих о том, что на Страшном суде будут испытываться именно дела человека, и, соответственно с делами, будет воздаяние. “Каждого дело обнаружится; ибо день покажет, потому что в огне открывается, и огонь испытывает дело каждого, каково оно есть. У кого дело, которое он строил, устоит, тот получит награду. У кого дело сгорит, тот потерпит урон” (1 Кор. 3,13-15). “Ибо всем нам должно явится пред судилище Христово, чтобы каждому получить соответственно тому, что он делал, живя в теле, доброе или худое” (2 Кор. 5,10). “Не может быть у Бога неправда или у Вседержителя неправосудие, ибо Он по делам человека поступает с ним” (Иов. 34,10-11). “Ибо придет Сын Человеческий во славе Отца Своего с Ангелами Своими и тогда воздаст каждому по делам его” (Мф. 16,27). “Ибо суд без милости не оказавшему милости” (Иак. 2,13). Все эти и многие другие места Писания противостоят протестантскому учению об оправдании только верой, а не делами. Это учение с силой провозгласил Мартин Лютер, а за ним оно было подхвачено почти всеми протестантскими и сектантскими течениями. Многие из них ссылаются на слова Писания: “Через дела ли закона вы получили Духа, или через наставления в вере?” (Гал. 3,2). Прекрасным ответом этим лжеучителям звучат слова апостола Иакова, брата Господня: “Что пользы, братия мои, кто говорит, что он имеет веру, а дел не имеет? может ли эта вера спасти его? Так и вера, если не имеет дел, мертва сама по себе. Видите ли, что человек оправдывается делами, а не верою только? Ибо, как тело без духа мертво, так и вера без дел мертва” (Иак. 2,14.17.24.26). Совершенно верна та мысль, что спасение нельзя “заработать” своими “добрыми делами”, тем более чужими. Но и совершенно неверна мысль, что спастись можно только своей верой. Спасают не вера и не дела, а — Христос. Не вера утопающего в спасающего и не попытки его ухватиться за него спасают, но сам спасающий. Так и здесь. Спасает только сам Бог. От человека же требуются равно и вера, и дела.Чтобы приобщиться к спасению необходима “вера, действующая любовью” (Гал. 5,6). Цитаты же, приводимые протестантами, говорят не о ненужности и неспасительности дел, а о невозможности спастись посредством своих собственных дел и фарисейского исполнения ветхозаветного закона. Но ведь и так же невозможно спастись посредством фарисейского упования на свою веру! Уповайте на Христа Спасителя, верьте в Него, соединитесь с Ним в таинствах и творите добро. На Страшном суде о нас скажут наши дела. По делам будет и воздаяние. Поэтому спешите делать добро!

Далее Иоанн описывает то, что также произойдет в последний день, но предшествует самому суду — всеобщее воскресение мертвых.

20.13  Тогда отдало море мертвых, бывших в нем, и смерть и ад отдали мертвых, которые были в них; и судим был каждый по делам своим.

Все люди, от первого до последнего, какой бы смертью ни умерли, какой бы участи их тело ни подвергалось, воскреснут. “Сколько ни было и ни будет рожденных на свет, — говорит святой Ефрем Сирин, — все придут на сие позорище видеть суд... все умершие соберутся на место суда... Ужасом будет объята смерть и изблюет всю свою добычу и не оставит ни одного мертвеца, не представив его в судилище. Земной персти повелено будет отдалить прах умерших. Кто поглощен морем, кого пожрали звери, кого расклевали птицы, кто сгорел в огне, — все пробудятся, восстанут и явятся”. Как и сказано в Евангелии, что “наступает время, в которое все, находящиеся в гробах, услышат глас Сына Божия; и изыдут творившие добро в воскресение жизни, а делавшие зло — в воскресение осуждения” (Ин. 5,28-29). В смерти душа человека оставляет его тело. Тело же, разлагаясь, претворяется в прах земной, от которого оно и было взято. Иные считают, что это тело исчезнет в огне суда, а Господь сотворит новые тела людям. Так считал, например, Ориген. Но это неверно. Мы уже видели, что мир не исчезнет, но пройдет его ветхий образ и сотворится новый. Так и здесь. То самое тело, которое некогда умерло и истлело, непостижимым нашему уму образом, воскреснет. “Всякое тело, — говорит Андрей Кесарийский, — на что разложилось, из того же будет составлено и отдано, было ли оно предано земле или морю”. Если бы Бог до конца уничтожил старый мир и заново создал новый (в том числе и тела людей), то это была бы победа сатаны. Но всемогущий Бог не оставит и не уничтожит Свое творение, но спасет его и совершенно обновит.

Участники “воскресения жизни” получат новые тела, сообразные телу воскресшего Господа Иисуса Христа, “Который уничиженное тело наше преобразит так, что оно будет сообразно славному телу Его” (Флп. 3,21). В таком духовном теле воскресшие люди будут жительствовать на небесах. “Воскресение жизни” будет совершено животворящим Духом Божиим, как сказано, что “Воскресивший Христа из мертвых оживит и ваши смертные тела Духом Своим, живущим в вас” (Рим. 8,11). Печать Духа Святого есть залог этого воскресения. Поэтому Бог и “запечатлел нас и дал залог Духа в сердца наши” (2 Кор. 1,22). Участники “воскресения осуждения” получат тела, соответственные страшным местам геенны огненной. Тела, которые будут вечно гореть и не сгорать, тела которые будет вечно точить червь неумирающий.

То, что мертвых отдали море, смерть и ад, означает, что усопшие, испытавшие разную смерть, одинаково будут воскрешены в последний день. Под отданными морем следует буквально понимать всех утонувших в морях. Разуметь здесь под морем множество народов нет никакого основания. Разграничить же конкретно отданных смертью и адом очень трудно. Понимать это можно различно. Речь может идти обо всех претерпевших смерть, чьи души отделились от тела и пошли в ад — место нам неведомое, приемлющее души, отходящие отсюда. В этом смысле ад надо разуметь не как место мучения, а как место пребывания душ всех умерших людей. Можно же разуметь и ад как место, где мучаются сейчас души нечестивых, ибо Иоанн вообще в этом видении видит в основном суд над нечестивыми.

Так в день второго славного пришествия Христова “при гласе Архангела и трубе Божией” (1 Фес. 4,16) ничто: ни море, ни смерть, ни ад не смогут удержать свои жертвы. Некогда они вырвали людей из круга жизни, но теперь придется их отдать. Море и земля отдадут пепел сожженных, прах истлевших и мощи нетленных, смерть и ад отдадут покойных, и будет великое всеобщее воскресение мертвых. И судим был каждый по делам своим. Это означает, что различна будет слава праведных, в зависимости от их дел, а также различны будут муки нечестивых, ибо неодинаково они грешили. О различной славе праведных так говорит Господь: “В доме Отца Моего обителей много” (Ин. 14,2). А апостол Павел пишет: “Есть тела небесные и тела земные; но иная слава небесных, иная земных. Иная слава солнца, иная слава луны, иная звезд; и звезда от звезды разнится в славе. Так и при воскресении мертвых” (1 Кор. 15,40-42). Поэтому уже сейчас в церковных службах разным святым оказывается большее или меньшее почитание.

Небо, земля и человек предстали суду Божьему. Последний день мира кончился.

20.14  И смерть и ад повержены в озеро огненное. Это смерть вторая.

Это — смерть смерти. Иные под ввержением смерти из ада в озеро огненное понимают ввержение в геенну властителей и служителей смерти и ада, то есть демонов. Как часто под городом разумеют жителей города, так и под адом можно разуметь его жителей. Лучше же видеть здесь то, о чем писал апостол Павел: “во Христе все оживут, каждый в своем порядке: первенец Христос, потом Христовы, в пришествие Его. А затем (то есть на Страшном суде. — Г.Ф.) конец, когда Он предаст Царство Богу и Отцу, когда упразднит всякое начальство и всякую власть и силу. Ибо Ему надлежит царствовать, доколе низложит всех врагов под ноги Свои. Последний же враг истребится — смерть” (1 Кор. 15,22-26). Так на Страшном суде после суда над всем миром и людьми будет осуждена и сама смерть. “Ибо вострубит, и мертвые воскреснут нетленными, а мы изменимся. Ибо тленному сему надлежит облечься в нетление и смертное сие облечется в бессмертие, тогда сбудется слово написанное: поглощена смерть победою. Смерть! где твое жало? ад! где твоя победа?” (1 Кор. 15,52-55; Ос. 13,14). Смерть, это — прекращение жизни человека, разделение души и тела. Ад — место пребывания душ умерших. Когда же все воскреснут, предстанут на суд и начнется вечность, тогда упразднятся и излишни будут смерть и ад. Смерть — это отчуждение от Бога. Ее породил Люцифер, когда отпал от Бога, ею умер Адам, когда согрешил. Но вот всё снова предстает перед Богом — и умирает смерть. Настал смертный день смерти — смерть вторая. Смерть вторая, это — озеро огненное, это — вечное отчуждение от Бога. Туда попадет смерть первая и ее жилище — ад. Когда оправданные на суде праведники увидят это страшное ввержение смерти и ада в геенну, то воскликнут: “Смерть! где твое жало? ад! где твоя победа?”

В наше время очень многие утешают себя тем, что все кончится смертью, то есть небытием. Но здесь глубокое непонимание того, что такое небытие. Это понимание порождено тем, что многие совершенно перестали понимать, что такое бытие. Истинное бытие это — Бог, ибо Он сказал о Себе: “Я есмь Сущий” (Исх. 3,14). Мы же только “Им живем и движемся и существуем” (Деян. 17,28). Небытие это не сущее, небытие это — “не-Бог”, как и тьма не есть некая субстанция, а есть отсутствие света, “не-свет”. Исходя из этих определений, кстати, ясно, сколь несуразно требование “доказать бытие Бога”, ибо истинное бытие и есть Бог. Тварь может иметь временную и вечную жизнь или бытие в Боге. Сущее под благодатию сейчас имеет временное бытие в Боге, после же всеобщего воскресения и суда будет иметь вечное бытие в Боге. Так же и смерти тварь может подвергнуться временной и вечной. Сейчас, при частном отчуждении от Бога, тварь попадает в рабство первой смерти, первой стадии небытия. После же Страшного суда будет полное отчуждение павшей твари от Бога, или “неполное небытие”. Если сейчас страшно “не быть” в Боге, то сколь страшно будет “абсолютное небытие”, абсолютное отсутствие Бога! Если страшен ад (место временной смерти, временного небытия), то коль страшна будет геенна (место вечной смерти, вечного небытия)! Трепещи сего душа, а не утешайся мыслью о небытии! То что будет в геенне, строго говоря, нельзя называть ни жизнью, ни бытием! Это — вечная смерть, небытие, мрак и ужас. Так же как и сейчас состояние грешника, это — не жизнь, а смерть, временное небытие, ад. Крещение же — первое воскресение, обуславливающее второе воскресение и жизнь вечную, вечнобытие в Боге. Как вечно бытие, также вечно и его отрицание — небытие или смерть вторая.

Заключительным аккордом Страшного суда звучат слова.

20.15  И кто не был записан в книге жизни, тот был брошен в озеро огненное.

Возревнуем же, чтобы имена наши не были изглажены из этой спасительной книги!

Опубликовано в журнале «Новое и старое» N 6

© Содержание — «Енисейский благовест», 2001-2002
info