20.7-10
Когда же окончится тысяча лет, сатана будет освобожден из темницы своей и выйдет обольщать народы, находящиеся на четырех углах земли, Гога и Магога, и собирать их на брань; число их как песок морской. И вышли на широту земли, и окружили стан святых и город возлюбленный. И ниспал огонь с неба от Бога и пожрал их; а диавол, прельщавший их, ввержен в озеро огненное и серное, где зверь и лжепророк, и будут мучиться день и ночь во веки веков.Это пророчество Иоанна тесно связано с пророчеством Иезекииля. Святой Иезекииль видит практически то же самое, что и Иоанн, но гораздо детальнее. Приведем полностью пророчество Иезекииля (гл. 38-39).
“И было ко мне слово Господне: сын человеческий! обрати лице твое к Гогу в земле Магог, князю Роша, Мешеха и Фувала, и изреки на него пророчество и скажи: так говорит Господь Бог: вот, Я — на тебя, Гог, князь Роша, Мешеха и Фувала! И поверну тебя, и вложу удила в челюсти твои, и выведу тебя и все войско твое, коней и всадников, всех в полном вооружении, большое полчище, в бронях и со щитами, всех вооруженных мечами, Персов, Ефиоплян и Ливийцев с ними, всех со щитами и в шлемах, Гомера со всеми отрядами его, дом Фогарма, от пределов севера, со всеми отрядами его, многие народы с тобою. Готовься и снаряжайся, ты и все полчища твои, собравшиеся к тебе, и будь им вождем. После многих дней ты понадобишься; в последние годы ты придешь в землю, избавленную от меча, собранную из многих народов, на горы Израилевы, которые были в постоянном запустении, но теперь жители ее будут возвращены из народов, и все они будут жить безопасно. И поднимешься, как буря, пойдешь, как туча, чтобы покрыть землю, ты и все полчища твои и многие народы с тобою. Так говорит Господь Бог: в тот день придут тебе на сердце мысли, и ты задумаешь злое предприятие и скажешь: “поднимусь я на землю неогражденную, пойду на беззаботных, живущих беспечно, — все они живут без стен, и нет у них ни запоров, ни дверей, — чтобы произвести грабеж и набрать добычи, наложить руку на вновь заселенные развалины и на народ, собранный из народов, занимающийся хозяйством и торговлею, живущий на вершине земли”. Сава и Дедан и купцы Фарсисские со всеми молодыми львами их скажут тебе: “ты пришел, чтобы произвести грабеж, собрал полчище твое, чтобы набрать добычи, взять серебро и золото, отнять скот и имущество, захватить большую добычу?” Посему изреки пророчество, сын человеческий, и скажи Гогу: так говорит Господь Бог: не так ли? в тот день, когда народ Мой Израиль будет жить безопасно, ты узнаешь это; и пойдешь с места твоего, от пределов севера, ты и многие народы с тобою, все сидящие на конях, сборище великое и войско многочисленное. И поднимешься на народ Мой, на Израиля, как туча, чтобы покрыть землю: это будет в последние дни, и Я приведу тебя на землю Мою, чтобы народы узнали Меня, когда Я над тобою, Гог, явлю святость Мою пред глазами их. Так говорит Господь Бог: не ты ли тот самый, о котором Я говорил в древние дни чрез рабов Моих, пророков Израилевых, которые пророчествовали в те времена, что Я приведу тебя на них? И будет в тот день, когда Гог придет на землю Израилеву, говорит Господь Бог, гнев Мой воспылает в ярости Моей. И в ревности Моей, в огне негодования Моего Я сказал: истинно в тот день произойдет великое потрясение на земле Израилевой. И вострепещут от лица Моего рыбы морские и птицы небесные, и звери полевые и все пресмыкающееся, ползающее по земле, и все люди, которые на лице земли, и обрушатся горы, и упадут утесы, и все стены падут на землю. И по всем горам Моим призову меч против него, говорит Господь Бог; меч каждого человека будет против брата его. И буду судиться с ним моровою язвою и кровопролитием, и пролью на него и на полки его и на многие народы, которые с ним, всепотопляющий дождь и каменный град, огонь и серу; и покажу Мое величие и святость Мою, и явлю Себя пред глазами многих народов, и узнают, что Я Господь.
Ты же, сын человеческий, изреки пророчество на Гога и скажи: так говорит Господь Бог: вот, Я — на тебя, Гог, князь Роша, Мешеха и Фувала! И поверну тебя, и поведу тебя, и выведу тебя от краев севера, и приведу тебя на горы Израилевы. И выбью лук твой из левой руки твоей, и выброшу стрелы твои из правой руки твоей. Падешь ты на горах Израилевых, ты и все полки твои, и народы, которые с тобою; отдам тебя на съедение всякого рода хищным птицам и зверям полевым. На открытом поле падешь; ибо Я сказал это, говорит Господь Бог. И пошлю огонь на землю Магог и на жителей островов, живущих беспечно, и узнают, что Я Господь. И явлю святое имя Мое среди народа Моего, Израиля, и не дам вперед бесславить святаго имени Моего, и узнают народы, что Я Господь, Святый в Израиле. Вот, это придет и сбудется, говорит Господь Бог, — это тот день, о котором Я сказал. Тогда жители городов Израилевых выйдут, и разведут огонь, и будут сожигать оружие, щиты и латы, луки и стрелы, и булавы и копья; семь лет буду жечь их. И не будут носить дров с поля, ни рубить из лесов, но будут жечь только оружие; и ограбят грабителей своих, и оберут обирателей своих, говорит Господь Бог. И будет в тот день: дам Гогу место для могилы в Израиле, долину прохожих на восток от моря, и она будет задерживать прохожих; и похоронят там Гога и все полчище его, и будут называть ее долиною полчища Гогова. И дом Израилев семь месяцев будет хоронить их, чтобы очистить землю. И весь народ земли будет хоронить их, и знаменит будет у них день, в который Я прославлю Себя, говорит Господь Бог. И назначат людей, которые постоянно обходили бы землю и с помощью прохожих погребали бы оставшихся на поверхности земли, для очищения ее; по прошествии семи месяцев они начнут делать поиски; и когда кто из обходящих землю увидит кость человеческую, то поставит возле нее знак, доколе погребатели не похоронят ее в долине полчища Гогова. И будет имя городу: Гамона [полчище]. И так очистят они землю. Ты же, сын человеческий, так говорит Господь Бог, скажи всякого рода птицам и всем зверям полевым: собирайтесь и идите, со всех сторон сходитесь к жертве Моей, которую Я заколю для вас, к великой жертве на горах Израилевых; и будете есть мясо и пить кровь. Мясо мужей сильных будете есть, и будете пить кровь князей земли, баранов, ягнят, козлов и тельцов, всех откормленных на Васане; и будете есть жир до сытости и пить кровь до опьянения от жертвы Моей, которую Я заколю для вас. И насытитесь за столом Моим конями и всадниками, мужами сильными и всякими людьми военными, говорит Господь Бог. И явлю славу Мою между народами, и все народы увидят суд Мой, который Я произведу, и руку Мою, которую Я наложу на них. И будет знать дом Израилев, что Я Господь Бог их, от сего дня и далее. И узнают народы, что дом Израилев был переселен за неправду свою; за то, что они поступали вероломно предо Мною, Я сокрыл от них лице Мое и отдал их в руки врагов их, и все они пали от меча. За нечистоты их и за их беззаконие Я сделал это с ними, и сокрыл от них лице Мое. Посему так говорит Господь Бог: ныне возвращу плен Иакова, и помилую весь дом Израиля, и возревную по святом имени Моем. И почувствуют они бесчестие свое и все беззакония свои, какие делали предо Мною, когда будут жить на земле своей безопасно, и никто не будет устрашать их, когда Я возвращу их из народов, и соберу их из земель врагов их, и явлю в них святость Мою пред глазами многих народов. И узнают, что Я Господь Бог их, когда, рассеяв их между народами, опять соберу их в землю их и не оставлю уже там ни одного из них; и не буду уже скрывать от них лица Моего, потому что Я изолью дух Мой на дом Израилев, говорит Господь Бог”.
Это пророчество содержит подробную расшифровку пророчества Иоанна.
Когда же окончится тысяча лет, то есть, когда наступит последнее время перед кончиной века, сатана будет освобожден из темницы своей. Темницей здесь названа бездна (см. ст.3), в которую Господь на кресте заключил сатану и ангелов его, и “соблюдает в вечных узах, под мраком, на суд великого дня” (Иуд. 6). Но незадолго до дня Страшного суда сатана будет освобожден на малое время. Важно отметить, что не сам освободится, а будет освобожден промыслительной десницей Божией. В последний раз ему будет дана воля, и тогда он довершит меру своих беззаконий.
Событие освобожения сатаны из темницы является явно тем же самым, что и высвобождение ангела бездны Аполлиона и саранчи из кладезя бездны в 9,1-11 и выхождение зверя из бездны в 11,7. В разных образах Иоанну показывается, как будет освобожден сатана, связанный Христом, и как он через антихриста создаст свое царство на земле.
Сатана выйдет обольщать народы, находящиеся на четырех углах земли. Обольщение, прелесть — вот яд древнего змия. Наступило время последнего укуса. Еще раз он обольстит все народы, находящиеся на всех четырех сторонах света: западе и востоке, севере и юге.
Обольщаемые народы названы Гог и Магог. “Значение этих имен, — пишет блаженный Августин, — в переводе таково: Гог — “кровля”, Магог — “из-под кровли”, как будто дом и тот, кто выходит из дома. Итак, это те народы, в которых заключен как бы в бездне, диавол”. По Андрею Кесарийскому: “Гог и Магог суть полунощные и отдаленнейшие народы; скифские, или, как мы называем их, гунны, самые воинственные и многочисленнейшие из всех народов; или же, лучше: сими именами обозначаются или собрание народов, или их превозношение”. Гог означает “собрание”, а Магог “превозношение”. С другой стороны, повествование Иоанна о возмущении народов Гога и Магога весьма напоминает описание пророка Иезекииля о Гоге — владыке земли Магог. У Изекииля перечисляются: Гог, Магог, Рош, Мешех, Фувал, Гомер, Фогарм. Пять из этих семи имен мы находим в Быт. 10,1-5 среди потомков Иафета: Гомер, Магог, Фувал и Мешех — сыновья Иафета, а Фогарм — сын Гомера, внук Иафета. Интересно еще отметить, что и в Быт. 10,5 и в Иез. 39,6 говорится о жителях островов. Таким образом ясно, что это будут Иафетовы северные народы. Во главе их будет князь Гог. С ними заодно будут и хамитские народы: ефиопляне и ливийцы. Вместе же они воздвигнут брань против собравшегося из рассеяния Израиля, но найдут себе там могилу. Все это подробно описывает пророк Иезекииль. Иоанн описывает это так, что сатана будет собирать их на брань; число их как песок морской. И вышли на широту земли, и окружили стан святых и город возлюбленный. И ниспал огонь с неба от Бога и пожрал их. Еще это весьма напоминает пророчество о Вавилоне, великой блуднице. Сообразовывая все эти пророчества, можно представить себе следующую картину. На севере от Израиля, среди Иафетовых народов на протяжении долгих веков выделяется своим могуществом и нечестием один народ — “великий Вавилон”. Он становится всемирным центром культуры, торговли и центром могущества и нечестия. Под его знаменем соберется множество народов, в том числе и хамиты. В кончину века в Иерусалиме воцаряется антихрист. При этом он покоряет себе трех царей, а семь других принимают его сами. Эти десять царей наиболее преданы ему. Северный город Вавилон в высшей степени воспримет все антихристово нечестие. Но между антихристом в Иерусалиме и его десятью царями, с одной стороны, и великим Вавилоном, с другой стороны, разгорается вражда. Наконец Гог из Магога, или великая блудница Вавилон, со множеством иафетовых народов в союзе с хамитами (число их, как песок морской) двинутся на войну с Израилем, где будет царствовать антихрист. В Израиле все эти народы во главе с Гогом найдут себе могилу, там настигнет их божественная кара — огонь с неба, сера, всепотопляющий дождь и каменный град. Это можно также отождествить с битвой Армагеддон. В это время на севере кара постигнет и сам “город Вавилон”, который падет и будет совершенно уничтожен.
Такая картина этого последнего великого возмущения народов представилась нам на основании сопоставления текстов: Иез. гл. 38-39; Ос. гл. 17-18; 20,7-9. Хотя, конечно, как оно все конретно будет, это мы можем видеть только “как бы сквозь тусклое стекло, гадательно” (1 Кор. 13,12), точно же это будет известно только тогда, когда оно все осуществится, когда все это увидят “лицом к лицу”. Сейчас же мы можем точно утверждать только, что будет воцарение антихриста, бездна беззаконий, описанных Писанием, великое возмущение народов и падение Вавилона.
Иначе еще стан святых и город возлюбленный означают христианскую Церковь. Станом святых Церковь названа как воинствующая против всех сил греха. На Церковь будет в кончину века воздвигнута всеми народами великая брань. Как песок морской, будет число восставших на христиан при антихристе. Но христиане “с одной стороны, очевидно, не оставят воинственного положения, потому что названы именем стана”, — говорит блаженный Августин. Стан святых будет тогда вести великую брань “против начальств, против властей, против мироправителей тьмы века сего, против духов злобы поднебесных” (Еф. 6,12). Апостол Павел говорит: “Для сего, приимите всеоружие Божие, дабы вы могли противостать в день злый и, все преодолев, устоять” (Еф. 6,13).
Церковь есть и город возлюбленный, “вышний Иерусалим” (Гал. 4,26), — место особого пребывания и жительства Божия.
То, что враги Церкви Христовой вышли на широту земли означает повсеместность и всеобъемлемость последнего великого гонения на христиан. Они окружили стан и внешне “дано было ему вести войну со святыми и победить их” (13,7). Церковь Христова и ее исповедники будут со всех сторон окружены врагом — и со стороны государства и внешних сил, и со стороны ложных учений и мистерий. Для этого, братья, чтобы противостать в день злой и, все преодолев, устоять, будем сейчас облекаться во всеоружие Божие и готовиться к великой брани!
Враги окружили стан, взять же его они не смогли, не допустил Господь. И ниспал огонь с неба от Бога и пожрал их. Таков конец врагов. Это подобно, как “пролил Господь на Содом и Гоморру дождем серу и огонь от Господа с неба” (Бт. 19,24), а также, как через Илью-пророка огонь Божий с неба попалил посланных нечестивым царём Ахавом (4 Цар. 1,10). Пророку Иезекиилю Господь так говорил о гибели полчищ Гога и Магога: “И пролью на него и на полки его и на многие народы, которые с ним, всепотопляющий дождь и каменный град, огонь и серу” (Иез. 38,22). В Апокалипсисе это событие было описано так: “А прочие убиты мечом Сидящего на коне, исходящим из уст Его, и все птицы напитались их трупами”.
После описания гибели прельщенных, описывается гибель и прельстителя. А диавол, прельщавший их, ввержен в озеро огненное и серное, где зверь и лжепророк, и будут мучиться день и ночь во веки веков. Так священное повествование Библии дошло до момента последнего поражения и окончательного, вечного осуждения дьявола. Падение, начавшееся низвержением Люцифера с неба на землю через архангела Михаила, завершилось, достигло своей последней точки. Начавший на небе у престола Божия попадает в озеро огненное и серное, что есть геенна огненная или смерть вторая.
Причем диавол, как и зверь-антихрист, и лжепророк — все трое попадают в геенну без суда еще до самого Страшного cуда. Антихрист и лжепророк — первые обитатели геенны огненной, встречают теперь своего пораженного господина — дьявола.
Сам дьявол не предстанет на cуд, как уже осужденный издревле, от века “в огонь вечный, уготованный диаволу и ангелам его” (Мф. 25,41). Это предначертательное осуждение дьявола совершил Иисус Христос через Свою крестную смерть. Тогда Господь сказал: “ныне суд миру сему; ныне князь мира сего изгнан будет вон” (Ин. 12,31). И Дух Святой теперь обличает мир о суде, “что князь мира сего осужден” (Ин. 16,8-11). Потому в последний день, при втором славном пришествии Христовом, дьявол без суда как уже осужденный и изгнанный будет ввержен в геенну огненную. Слуги же дьявола — его ангелы, предстанут на суд, как о том сказано, что Господь “ангелов, не сохранивших своего достоинства, но оставивших свое жилище, соблюдает в вечных узах, под мраком, на суд великого дня” (Иуд. 6). Об этом говорит и апостол Павел: “разве не знаете, что мы будем судить ангелов” (1 Кор. 6,3). Но не надо думать, что там, на Страшном cуде, будет еще решаться вопрос спасения или гибели демонов. Об этом ясно пишет апостол Петр, что “Бог ангелов согрешивших предал блюсти на суд для наказания” (2 Пет. 2,4). Не для того предстанут демоны на суд, чтобы, может быть, еще получить помилование, но “для наказания”.
Далее сказано: и будут мучиться день и ночь во веки веков, то есть вечно. Этими резкими словами совершенно отсекается ересь Оригена о возможности спасения сатаны. Мысль о том, что в конце концов все: и нечестивые, и бесы, и даже сам сатана спасутся, может приятно ласкать сердце человека, играть на его лучших чувствах. Разве не прекрасно, если все спасутся?! Разве не хочется этого?! И таким путем проникнув в сердце, эта мысль совершит свое дальнейшее действие: ешь, пей, веселись, не утруждай себя трудами о спасении, все равно не погибнешь. Но вот сладко убаюканный человек вдруг проснется от коснувшегося его пламени вечного огня! Сон прошел, начинается страшная вечная реальность!
О дьяволе сказано Христом, что “когда говорит он ложь, говорит свое, ибо он лжец и отец лжи” (Ин. 8,44). Дьявол — источник всякого греха. Поэтому лукавая мысль о спасении дьявола равносильна мысли о спасении лжи, убийства, блуда и всякого греха. Дьявол не может быть спасен, как не может быть спасен грех, потому что не может быть светлой тьма. Жалеть дьявола и печалиться о нем равносильно тому, чтобы жалеть грех. Это даже хуже, ибо дьявол является не грехом, а источником и отцом греха. Дьявола нет вне греха. Для человека грех — это нечто внешнее, привнесенное извне, несвойственное ему. Поэтому человек может спастись от греха. Для дьявола грех, это — “свое”. Поэтому грех и его источник должны навечно погибнуть.