сборник свободных авторов

 

Главная

Архивы
Рецензии
Иллюстрации
Авторский договор
Редакция
 

Маргарита М. Маркова

Жаркий июнь

 

 

Шиповник так пахнет дурмяным и пряным…

В его лепестках копошится пчела.

И «носики» сникли… у  липы с бурьяном

На солнце чуть дышит от ветра волна.

 

Каштаны зажгли в темноте свои свечи,

читая для лиственниц тихо стихи.

Их  целый набор многоликих наречий…

Позвольте спросить: - а зачем же здесь Вы!?

 

 

Июнь был жаркий и удивительный в своём обилии зелени и необузданности цветения.

До одури сладко и вкусно пах раскидистый  шиповник, кусты которого в этот год разрослись неимоверно.

Танюшка такого цветения ещё не помнила. Обычно в их северных краях даже май бывает теплее,  июня с его утренними заморозками.

Запах шиповника она любила ещё с детства, будучи маленькими девчонками, они собирали цветы в баночки, заливали водой, и настаивали для себя духи. Ах, как они радовались, с гордостью расхаживая по улице, когда прохожие оборачивались на них и с интересом спрашивали: - откуда же такой запах? - и удивлялись.

В тот год, когда ещё была жива мама, они снимали дачу в пригороде Петербурга Гатчина, и уже во всю цвёл шиповник, теперь всегда напоминающий ей о том времени.

Она была ещё совеем маленькой девочкой лет шести. Дом их стоял прямо у дороги, а напротив было кладбище, сохранившееся до сих пор.

В один из жарких дней все взрослые ушли косить сено для единственной коровы, время ещё было трудное. Они косили, прямо за соседским домом совсем близко и Танюшке были слышаны их голоса, но она  не видела их.

Она сидела на скамеечке в палисаднике и болтала ногами ещё даже не достающими до земли.

Греясь на солнышке, задирала голову и разглядывала облака, наблюдая, как они плывут, и заодно втягивала все плывущие ей в нос запахи: мяты, донника, укропа в изобилии разросшегося на грядке за спиной, и много чего ещё…

Ей становилось скучно и хотелось туда, где косили, но ей поручили сторожить дом, оставив его открытым. К поручению она относилась более чем серьёзно; всё разглядывала так внимательно, будто видела в первый раз.

И вдруг…, как она его проглядела, увидела мужчину тихо вылезающего из уже открытого окна. Вначале он почему-то в такую жару выкинул валенки: - за чем они ему в такую жару удивилась Танюшка…

И только потом когда она увидела, что он выкидывает в окно их старый чемодан, в котором хранились все бабушкины ценности, она поняла что он вор!

Она была всегда храброй девочкой и строго сказала ему: - Почему вы взяли наши валенки?

Мужчина, не заметивший её, от неожиданности брякнулся на землю, он вылезал из окна вперёд задом и рассчитывал, что все на покосе.

Танюшка строго продолжала: - если вы не оставите вещи я буду орать!

Мужчина, растерявшись, не понимал, что ему делать она сидела у него на проходе и готова уже была орать, по крайней мере, вид у неё был серьёзный, она старательно хмурила брови.

Послышались голоса, и он бросился, наутёк оставив всё и даже валенки, зачем они ему…, опять подумала Танюшка?

Когда появились взрослые, уж тут Танюшка радостно заорала: - Мама, мама я поймала вора…!

Впоследствии все долго удивлялись, как же это она такая маленькая сумела задержать взрослого мужчину?

Танюшка об этом не размышляла, она сделала то, что ей поручили со всей серьёзностью, и занялась своими делами.

С тех пор мама и запах шиповника в её подсознании стали неразлучны, может быть, потому, что мамы не стало…и, проходя мимо сетчатого забора, откуда тянуло удивительным запахом, похожим на запах розового масла её глаза налились слезами.

Она всегда, даже уже взрослая завидовала тем у кого была мама ей казалось, будь у неё мама она не чувствовала бы себя такой одинокой и жизнь её сложилась бы иначе.

Она не считала себя несчастной, но всегда ощущала, что занимается не тем, чем ей хотелось бы, например: - музыкой, которую она чувствовала и любила. 

Ей… так трудно было идти по жизни одной без маминых тёплых и ласковых рук и участливо- заботливых глаз…

Она сама уже была бабушкой, но и самой ей иногда так хотелось бы прильнуть к маминому плечу, чтобы почувствовать, что тебя любят и по-женски жалеют – просто так ни за что, а просто, потому что любят…

Уж сколько слов написано о материнских руках… заботливых и натруженных, но так редко думают об этом повзрослевшие дети, матерям ведь так мало надо, порой бывает достаточно одного звонка, чтобы они знали, что о них помнят и любят.

Они ничего не ждут от вас – только любви, но невнимание к матери невозможно оправдать ни какой занятостью, зачем сожалеть потом…, потом уже будет поздно…

Есть на востоке такое оружие как бумеранг – брось его и он обязательно возвратиться к тебе назад – жизнь это тот же бумеранг.

Ничто не исчезает – но всё возвращается назад…, подумайте о своей старости… пока не поздно.

Учите детей любить своих бабушек и дедушек…

 

 

 

09.06.07г.

 

 

 

 

 

Пустоцвет

 

 

В парке на скамеечке сидел пожилой одинокий мужчина. Он был вальяжен, и красив той сединой, которая так красит мужчин в старости и делает их более значительными, чем они есть на самом деле.

Чувствовалось, что он очень любит себя; он не замечал никого вокруг и выглядел задумчивым и углублённым, может быть, впервые в своей жизни.

Он до сих пор притягивал к себе взгляды тех, кто его не знал и в жизни отталкивал тех, кто знал его достаточно хорошо. Он не умел любить никого кроме себя.

Когда-то очень давно, так давно, что даже оставшиеся в прошлом друзья уже не помнили – он был влюблён. Это было после войны, в дачном посёлке… её участок примыкал параллельно его участку, но мама считала, что ещё не время жениться, а мама для него была авторитетом.

 Так он и жил с мамой до тех пор, пока она не умерла. Несколько раз он увлекался, но если начинал чувствовать, что кто-то хочет женить его на себе, всё заканчивалось.

Он был неплох собой, а после работы в Индии имел достаток, и невесты настойчиво обхаживали его, но он, привыкший жить с мамой, похоже, боялся, ответственности которую налагал брак.

 С годами, становясь всё более одиноким, замыкался в себе, и кажется, начинал ненавидеть всех окружающих. Надо отдать ему должное он всегда выглядел ухоженным, несмотря на то, что делать всё приходилось самому. Он себя любил и не мог себе такого позволить, он даже не конфликтовал ни с кем, не волновался, и часто ездил в санаторий на деньги, присылаемые ему от щедрот своих племянницей живущей за границей.

Блистающий в молодости в среднем обществе очень уважал людей при власти и всячески пытался дать всем понять, что, дескать, он знаком и близок к такому-то…, но такой-то лишался власти, приходил другой и он угодливо заискивал и с ним.

В жизни его не интересовал никто кроме себя  и нужных людей, периодически сменяющих один другого. У него была дочь от случайной связи и внук мало его интересовавший. Он был обижен на них за то, что те не уделяли ему внимания, и считал, что это они ему должны, а  что, скорее всего, не знал этого и сам…

В последние годы рядом с ним жила женщина, давно разочаровавшаяся в нём, с ним было скучно и неуютно. Он всегда оставлял её одну, предпочитая все праздники проводить там, где его могли хвалить и чествовать. Она давно могла оставить его, но ей было некуда идти, и она предпочла жить с ним, так как дети выросли и разъехались кто куда.

Со временем она стала радоваться его отсутствию и расправляла крылья, общаясь со своими подругами.

Если бы так случилось, чтобы её кто-то позвал за собой, то она бы ушла не задумываясь, но ей самой тоже мало кто нравился, а если кто-то и нравился или она сама нравилась почему-то все были моложе, и это её пугало.

Единственным неудобством было то, что сам он, не умея дарить любовь, от других требовал внимания к себе. В общем, он был пустоцветом, не приносящим плодов – он не плодоносил. Свободное время он проводил, качаясь в качалке перед телевизором, не принимая участия в домашних делах, и всё это ложилось на её плечи.

С возрастом это приняло гротескные формы. Он присутствовал на всевозможных юбилеях, днях рождения, говоря, что неудобно отказывать. Свои собственные юбилеи участились раза в два: он боялся, что его забудут и никуда не пригласят, не пошлют, не позовут, откажут, не поймут и т.д.

Со временем, обижаясь на недостаточное к нему внимание, стал терять последних друзей и, в этот новый год, не дождался ни одного звонка. Сам он не звонил, все должны были звонить ему.

Было забавно смотреть, как он каждый праздник усаживался в кресло и сидел в ожидании звонков год от года всё уменьшавшихся, потому что сам дружить не умел.

Останься он нормальным не амбициозным человеком, а любящим, заботящимся, жалеющим и старающимся сделать других счастливыми могло бы быть иначе.

Что толку, что когда-то он был красив, ярок, но пуст; пуст для любви, и соучастия тем самым, посеяв и равнодушие к себе.

Его холодный огонь больше не притягивал к нему ни бабочек, ни даже мух. Жизнь его стала пустой, и всю свою неудовлетворённость он вымещал, на ком ни попадя, и всё ещё пытался требовать, доказывать, злясь, что его не понимают.

О чём же он думал сидя в парке на скамейке, о каких обидах…, за что корил прошедшую жизнь, вероятно, знает лишь он один, да и знает ли?

Может быть, он сейчас в чём-то и раскаивается!?

Но, как говорят: - Дорого яичко к христову дню…!

 

16.01.07г.

 

 

 

 

Материнский инстинкт

 

 

Людмила задумчиво шла из магазина, нагруженная тяжёлыми сумками думая о том, что мужчины как-то измельчали, у многих даже фигуры стали расплывчатыми подстать их характеру.

Она так рассуждала от того, наверное, что её собственный муж вроде бы и производил не плохое впечатление, особенно на людях, но это была только видимость. Он казался сильным обаятельным и все завидовали ей, но на деле в трудные минуты её жизни он, как правило, всегда оставлял её одну, отговариваясь своими делами – он вообще любил перекладывать проблемы на кого-то другого, при этом подняв вокруг себя массу пыли, как бы производимых им дел.

Ей приходилось одной выпутываться из всех жизненных передряг…,  она справлялась с этим, но оставался какой-то невидимый осадок, постепенно наслаивающийся на их совместную жизнь, оставлявший налёт грусти и она постепенно теряла к нему интерес.

Сама она не любила просить, считая, что выпрошенная забота не искренна (просто показушна) и потому не хотела у него ничего просить.

Он был в меру пьющим, и в меру гулящим, но жить с ним было тоскливо и нудно…

Если бы не дети…ах, да что сейчас думать о том, что давно уже прошло и поздно…

Так она и шла, размышляя и горько вздыхая, начав жалеть себя и ненавидеть за это… и вдруг…, какое чудо…!!!

Прямо на дорожке, по которой постоянно снуют люди ворона кормила своего маленького несмышлёныша; маленького это громко сказано – он был много больше её, голенастый и неуклюжий.

Кто-то покрошил немного хлеба и она, сидя перед ним посреди дороги, аккуратно закладывала ему кусочки хлеба, прямо в раскрытый клюв… выглядело всё это безумно трогательно.

Людмила остановилась, боясь спугнуть…,  обойти их не было возможности, и она потихоньку продвигаясь вперёд, показывала всем своим видом вороне, что мол: - ешьте…, ешьте, я тихо пройду…

Ворона взлетела на невысокий сетчатый забор, огораживающий территорию «детского сада», а воронёнок глупо хлопая глазами, не понимал, куда же делась мама…

Вначале Людмила подумала: - как же это она бросила его одного?

Поразмышляв, решила, что человека ворона всё-таки не так боится как, например собаку; вороны всегда сопутствуют человеческому жилищу, подчищая его территорию.

Совсем недавно она видела, как они забивают больного голубя, что интересно – голуби им не мешали, наблюдая всё со стороны. Людмила же, не сумев выдержать такого зрелища,  разогнала их…

Жестокий закон…, но такова уж природа – всегда есть санитары, но только люди я так думаю, не должны этому уподобляться.

В этот раз она поняла, что ворона не бросила своего птенца… и если бы вдруг Людмила попыталась к нему подойти она бы начала её клевать прямо в голову – они это прекрасно делают.

На даче она их подкармливала и наблюдала за ними – очень умные птицы и заботливые к своему потомству.

Настроение у неё улучшилось, она успокоилась, утихомирилась и пошла себе дальше…, выполнять свой материнский инстинкт… пусть даже и к мужу.

Мужчина, теряя свои мужские качества, по сути, становится беззащитным птенцом, и материнский инстинкт женщины заставляет её ухаживать за ним… да – зов природы… и ничего уже не сделаешь.

Женщина, теряющая этот инстинкт, дарованный ей – становиться пылью… это значит, что она, бросив своё дитя, потеряла разум – так часто и происходит.

Женщин таких, к сожалению, становится всё больше, и больше и с чем это связано она не могла понять, но, скорее всего, есть здесь вина и мужчин, не думающих о последствиях и бросающих молодых девочек на произвол судьбы.

Судьба штука сложная, а вырастить ребёнка одной особенно в наше время… ох, как непросто… вот и бросают девочки своих птенцов…, а какой разум может такое выдержать? Делая это в порыве, она ещё не осознаёт последствий своего поступка и в результате искалеченная судьба и у ребёнка и у неё самой, потому что вряд ли сердце нормальной женщины сможет такое забыть…..

 

 

12.06.07г.

 

 

 

Поэзия – товар штучный

 

 

Очень часто, да, скорее всего, постоянно творческая личность в быту прячет свою сущность оттого, что чаще её не понимают, а самой ей не интересен быт и обыденность.

Как-то Марине я Яном довелось встречать новый год загородом в посёлке Комарово в «Доме композиторов», они были знакомы с одним из композиторов, и тот пригласил их на встречу нового года.

Ян познакомился с ним в поездке, они летели домой в одном самолёте. В городе, из которого они возвращались, проходил фестиваль «Белые ночи».

Мы не отказались от приглашения и, прихватив с собой ещё одного нашего друга и, кое-что к праздничному столу поехали. Погода стояла чудесная, лес вокруг был просто сказочный. Ещё смолоду Маришка, как теперь говорят: «балдела» от такого леса и, учась в техникуме как-то, раз она уговорила своих подружек проехать по железной дороге на электричке несколько остановок и обратно идти в город пешком, по пути заходя в лес.  Они прошли это расстояние…, налюбовались огромными елями, сплошь засыпанными снегом морозец был в самый раз и не сильный и не слабый, щёки зажглись румянцем как будто они стояли у разогретой плиты и почти не устали, вот что значит молодость…

И в этот раз лес был такой же, пощипывало щёки и подмораживало нос, снег под ногами хрустел так аппетитно и вкусно, что захотелось есть. Разыскав домик, который снимала семья Якова Дубравина,  мы ввалились замёрзшие, все в снегу и нас уже поджидала целая компания: Хромушин, Гин и кроме самого Якова были ещё несколько человек, сейчас уже и не припомню кто.

Вывалив на стол всякую всячину, взятую с собой, подняли всем настроение, поднялся шум, все начали суетиться и накрывать на стол, до нового года оставалось мало времени.

Скука у композиторов прошла, как оказалось мы, внесли им свежую струю, мы же были простыми людьми и умели веселиться.

Марина попросила кого-то сесть за фортепиано, она любила музыку, но как оказалось, композитор, как и поэт не любит слушать чужие произведения.

Но сейчас, когда я пишу это, то не соглашаюсь, с такой позицией

У каждого из них был с собой небольшой портативный магнитофон  со своими собственными произведениями, и  вот тогда-то Мариша и услышала перефразированную общеизвестную фразу: «Человек человеку – композитор»

Недавно она что-то подобное услышала и о поэтах. Один из издателей, которого Марина спросила, почему сейчас стихи не востребованы, сказал, что хотя сейчас многие и пишут стихи, но читать чужие не очень любят.

Ей это показалось странным, она как всегда была наивна и неопытна в этих делах, потому, что сама с удовольствием читала, если стихи были хорошие – это стало для неё новостью.

В чём же тут дело, вероятно, ревность или где-то зависть… ну, вот вечно ей нужно докопаться до истины…

В какой-то год Марина отдыхала в Ялте в Доме Творчества. Её поселили в номер с девушкой концертмейстером из Малого оперного театра, сама Маришка больше любила Маринку, и репертуар Малого театра ей был мало известен, в нём она бывала от силы пару раз.

Помниться соседку её звали Тамара, впоследствии она бывала у Марины дома; от Тамары она и узнала, какие интриги и страсти сотрясают творческие коллективы.

В их театре ещё в бытность советского времени, когда поездки за границу были редкостью, страсти кипели нешуточные, произошёл случай; молодой певец из-за интриг, сопровождающих поездку, повесился, - вот даже так…

А Марина по своей глупости пыталась найти кого-нибудь из поэтов, который бы помог ей поработать с её стихами; она очень нуждалась во взгляде со стороны, хотя и понимала в чём её ошибки, но от постоянного прочитывания текста  переставала их замечать, они как-то замыливались, но по прошествии времени стало легче, и она решила больше никого не искать и стать самой себе редактором.

В тот год в Ялте, в городе в котором она родилась, они очень хорошо провели время.

Гостиничка находилась на закрытой территории, балкон в номере нависал прямо над морем, и публика была малообщительная, наверное, все искали покоя.

Марину посадили за стол со своими же ленинградцами из театра, тогда ещё «Ленинского комсомола», впоследствии один из них стал главным режиссёром театра им. Комиссаржевской и стал очень известен, другой сейчас работает в правительстве у В.Путина.

К ним же с Тамарой в номер приходила молодёжь из «Молодёжного театра», двое из казанского оперного театра и иногда заходила В. Талызина, занятая в съёмках фильма «После дождичка в четверг», и с ней приходили молодые и тогда ещё неизвестные актёры.

В универсаме в центре города постоянно бывали в продаже великолепные крупнющие креветки, покупаемые нами ежедневно и вечерами вместе с пивом съедаемые, под чистую. Бедная уборщица вынуждена была выносить шелуху вёдрами, но Марину  поселил в ВТО второй, если не первый секретарь горкома г. Ялты она не очень в этом разбиралась, поэтому никто на них не жаловался. В номере у них было всегда весело, уютно ребята рассказывали разные байки и все им завидовали, потому что сами они скучали.

Одну из этих баек довольно забавную, пожалуй, приведу, рассказал её актёр из вологодского театра.

Владимир так звали актёра, совмещал со своей профессией и должность профсоюзного руководителя  и ему, конечно, приходилось разбирать разные жалобы. Электриком в театре работал очень много лет такой дядя Володя – любитель выпить. Как его только не увещевали и не ругали, пытаясь хоть немного его усовестить, наконец, всем это надоело, и решили пробрать его как следует на общем собрании.

Как водится, выступила с осуждением пара человек, а он молча сидел на стуле в самом центре сцены, опустив низко голову боясь поднять её в зал. Говорили, говорили и решили дать ему последнее слово. Он встал, вздохнув, и тихо сказал: - Да дайте мне хоть какую-нибудь таблетку, чтобы сразу на х… умереть!!! Зал взорвался от хохота, ну какое уж тут воспитание…

Однажды Марину прихватил сильный радикулит, он у неё был хронический, а она решила выпендриться, и по утрам на пляже стала  делать гимнастику, чего ей делать было категорически нельзя. Она перестала ходить в столовую и еду ей приносила Тамара, а Роман, так звали секретаря, узнав от директора, что она не ходит есть, решил её навестить.

Он шёл по территории пансионата высокий бледный, он же видел солнце и море лишь из окна машины, директор шёл рядом с ним вприпрыжку маленький и толстый… отдыхающие всполошились: кто же это у них такой важный живёт?

Это была обыкновенная Маришка никого не ждавшая и еле двигавшаяся. Она сама, обалдела, когда к ней неожиданно ввалилась целая свита.

Ей, конечно, от Романа попало за то, что она ему ничего не сообщила, но Марина не любила утруждать кого-либо своими заботами, особенно такого занятого человека. Директор, с которым ей однажды пришлось столкнуться, разговаривал с ней теперь по-другому, и попенял, отчего же она ему ничего не сказала: - Ещё чего? – она эти вещи не любила…

Думая и вспоминая о творческом мире, с которым ей довелось столкнуться, радовалась тому, что сейчас есть возможность проявить себя без всяких «Союзов» и получается, что именно это время – её, хотя и поздновато.

Поэзия – это штучный товар и любой уважающий себя издатель и магазин должен реализовывать поэзию даже себе в убыток. Да, на поэзии денег не заработаешь, но можно спасти культуру, которая катиться в пропасть. Хотим мы или нет, но человечество, развивается, и каким оно будет, зависит от нас самих и от культуры самого человечества.

Именно поэзия опережает время и поэт не должен опускаться до низких нравов он должен поднимать общество до себя – вот в чём сила поэзии.

Летучие фразы поэзии идут в народ и остаются там, на вечно, и порой никто уже не помнит, кто это сказал, но одно однозначно – это сказал поэт или писатель (поэт в жизни поэт в душе)

Деньги хоть и ходовой товар, но всех не заработать, для многих они не главное, но душа – это не товар её не продашь. В ней нет объёма, она безразмерна, её не спрячешь в сундук, не закроешь на замок, она передаётся из поколения в поколение и беден тот народ, который пытается её продать.

И когда на входе в магазин поэзию встречает товаровед как колбасу, становится тошно жить.

Прав был тот композитор, перефразировавший общеизвестную фразу и сказавший, что: «Человек человеку – композитор»

От одного издателя уже в новое время Марина услышала, что сейчас многие пишут стихи и на её вопрос: - почему же их не покупают? – получила ответ, как и композитор – к сожалению, поэты не любят читать других поэтов.

Может быть, это и так, но на её взгляд поэты хоть и пишут, для самовыражения, но всё-таки больше пишут для людей любящих поэзию и именно потому, что поэзия может выразить словами то, что многие чувствуют, но сказать и осознать этого не могут. Читатель же, находя в поэзии отражение своей жизни, находит в ней смысл, насыщая её, уже своими чувствами.

Разные поэты отражают жизнь с разных точек зрения, всё равно как покупатель оценивает дом, ища в нём то, что ближе ему самому: одни ищут, не прохудилась ли крыша; другого волнует фасад, а крыша для него не проблема так и у каждого читателя свой поэт и своё видение жизни и поэтому считаю и повторюсь, что уважающий себя издатель и торговец должен относиться к поэзии как штучному товару и торговать ею даже себе в убыток.

Поэзия – это сама жизнь, и потому она вечна как песня!!!

У поэзии, как и у поэтов, разные уровни развития и каждый сможет найти то, что для него ближе и если кто-то пишет стихи, а кто-то их любит и читает, уже одно это говорит о том, что они перешли на новый уровень сознания, а это согласитесь не так уж и мало.

Жизнь не стоит на месте – эволюция продолжается.

Поэт велик уже тем, что он как первооткрыватель замечает в жизни то, что другим пока ещё не доступно и привносит это в жизнь, делая доступным и для других.

 

 

 

17.01.07г.