info

ПРОТОИЕРЕЙ ГЕННАДИЙ ФАСТ
ВАЛЕНТИНА МАЙСТРЕНКО

ПОМЯНИ МЕНЯ В ТВОИХ МОЛИТВАХ

Истекает земной срок всему - и бессмертной душе человеческой. А что там, в мире неведомом? Какие странствия и испытания ждут душу? И теряют ли связь с нею те, кого она оставила на земле? И как складываются отношения живущих с теми, кто покинул мир земной? Эти и множество еще вопросов остались неотвеченными. Так родилась идея написать нечто вроде эпилога к завершенному уже циклу бесед.

Опасно касаться мира, неведомого нам. Отец Геннадий рассказывал как-то притчу о двух братьях, которые долго спорили, как там - на том свете? И, оставшись каждый при сроем мнении, договорились - кто первым умрет, тот явится во сне и скажет, кто из них был прав. И действительно по смерти один из братьев явился другому и на нетерпеливый вопрос: "Ну кто же был прав?" - ответил: "Тут все совершенно иначе". Но мы все-таки дерзнем прикоснуться к этой теме, не отрываясь от земного. Это нужно знать нам сейчас, пока мы живы на этой земле, для спасения душ наших.

+++

"Душа моя, Господи, занята Тобою. И целый день и всю ночь я ищу Тебя. Дух Твой влечет меня искать Тебя и память о Тебе веселит мой ум. Душа моя возлюбила Тебя и радуется, что Ты мой Бог и Господь, до слез скучаю я по Тебе. И хоть в мире все красиво, но ничто земное не занимает меня, душа желает только Господа. Познавшая Бога душа ничем не может удовлетвориться на земле, но все стремится к Господу и кричит, как малое дитя, потерявшее мать. Скучает душа моя по Тебе, и слезно ищу я Тебя".

Из сочинений святого старца Силуана Афонского, XX век.

+++

- Отец Геннадий, земным не исчерпывается путь души. Вот человек умер, застыл, лежит... А душа?

- А душа рассталась с этим телом. Как бабочка вылетела из кокона и вырвалась в небесные высоты. Душа предстает пред Богом, npед Создателем своим. И как страшна эта встреча, если не исполнена она той Божественной любви, о которой мы так много с вами говорили. И та тоска, которой томилась душа на земле, перейдет в такую безысходность и в такое страшное мучительное состояние, которое называется мукой вечной, что и представить страшно, ведь душа лишается тогда возможности любить. А что такое ад? Это, как говорят некоторые старцы, то место, где невозможно любить, место, где невозможно произнести имени Божьего... И часто еще здесь, на земле, человек устраивает себе ад, когда душа его преисполняется злобы, ненависти, коварства и лукавства, жажды гонений на близких и утрачивает божественную способность любить.

Но если душа на земле исполнилась любви к своему Создателю, то она скоро минует все препятствия, которые ожидают ее на воздушных мытарствах, и предстанем пред Богом, чтобы встретить Того, Которого любила всю сгою жизнь и к Которому стремилась всегда.

Один человек, умирая, сказал: если это смерть, то смерть - это праздник, потому что рвущаяся в небеса душа его уже предвкушала радость встречи с возлюбленным Господом.

Есть описание кончины святого преподобного аввы Сысоя. Так вот, когда он умирал, то окружавшие его братья увидели, что, уже отсутствуя сознанием и отключившись от них, он стал светлеть лицом... Но старец не умер, пришел в себя и пояснил, что он только что видел пророков. Потом он снова потерял сознание и лицо его просияло еще более, он с кем-то разговаривал, но снова пришел в себя и сказал о том, что видел Апостолов и беседовал с Ангелами... Наконец лицо его мгновенно просияло, как солнце, старец успел сказать: "Вот приходит Господь. Взирайте все", - и умер. Сам Христос явился ему и взял его святую душу Себе, в свои объятия. Так соединяется любимая душа с возлюбленным своим Господом, оставляя навсегда этот земной мир.

- Это путь души, любящей Бога в новозаветные христианские времена. А в ветхозаветные времена души всех умерших пребывали в аду, пока по Воскресении Своем после распятия не спустился к ним Сам Господь Иисус Христос...

- Поэтому смерть в ветхозаветные времена не носила того характера, о котором я сейчас говорил. Даже великие праведники умирали с тоскою. Правда, насыщенные жизнью земной. Но тот мир не звал их к себе и они тосковали, зная, что сходят в преисподнюю, где им надлежит ждать тех далеких времен, когда явится к ним Мессия, предсказанный пророками Спаситель. И хотя они находились там в лоне Авраамовом, не вместе с грешниками, но тем не менее и сам Авраам, и находящиеся в лоне его ожидали Мессию, который выведет их из этих преисподних мест. Это и произошло, когда распятый Христос телом был положен во гроб, а душой сошел во ад и преславным своим Воскресением вывел всех томящихся и ввел их в небесные обители - в те обители, где Царство любви Божией.

- Значит, мир с Воскресения Христова обрел прямой путь в эти обители. Но это путь душ праведных, живших в Боге, а где же находят упокоение души безбожников или нераскаявшихся грешников?

- Безбожная душа не может найти упокоение, потому что Бог есть любовь. А безбожная душа - это душа без любви, и она будет вечно мучиться. Повторюсь, что существование без Бога - это и есть мука страшная. И пребывают такие души после смерти в ужасном состоянии мучения, находясь в тех местах, где нет любви. Что может быть более мучительным для души человеческой? Отсутствие всех земных благ - здоровья, благосостояния и т.д. не может сравниться с ужасом полного отсутствия любви.

В страшном состоянии пребывают безбожные души - там плач, там мрак, там скрежет зубов. О скрежете этом не раз говорится в Святом Евангелии. Это и есть состояние отчаяния, безысходной злобы и вечного томления без любви.

- Но Православие такое милосердное. Значит, нужно молиться нам, оставшимся на земле, чтоб хоть чем-то помочь этим душам...

- Мы не должны тешить ложным упованием людей, ведь Церковь Святая, учение ее однозначно говорит о том, что если человек умер с покаянием, с осознанием своей вины пред Господом и людьми и в вере, но не совершил все-таки полного достойного плода покаяния, о котором говорит Иоанн Креститель, он попадает в места тоже мучительные и страждет. Такой душе, участь которой окончательно не решена, очень могут помочь молитвы Церкви - панихиды и особенно поминовение за Божественной Литургией, приносимая за эти души бескровная Евхаристическая жертва. Эти молитвы восполняют тот недостаток плода покаяния, который душа почему-либо не принесла при земной жизни.

Но если душа умирала в отречении, в отвержении Бога и благочестия, в неверии и нераскаянности, то о возможности помощи такой душе не говорит ни Священное Писание, ни святые отцы. Ведь заупокойная молитва - это проявление любви к усопшему. А если усопшие ее отвергли еще при жизни на земле и даже в свой смертный час?

Другое дело, мы часто не знаем всего о ближнем своем - в каком состоянии душа его оставляла этот мир, и молимся за него. А там уж, как говорят, что Бог даст.

- Отец Геннадий, сейчас разговоры о душе модны, даже в научных кругах. Многие зарубежные ученые безоговорочно признают ее существование после смерти. Американцы пытались даже взвешивать ее при исходе от тела. Тут невольно усмехнешься жажде человека все ощупать, измерить и своими руками потрогать, но как бы то ни было, признали ее бессмертной и в нашем безбожном XX веке.

- Ну я сомневаюсь, что душу можно измерить в граммах, поскольку она нематериальна по своей природе. Душа имеет свою духовную основу, но это уже совсем другое. Кстати, в Священном Писании нет подробностей на этот счет. Но есть слова о том, что ангелы принимают душу умершего и относят ее в мир иной...

- Мы говорили уже о том, что человек состоит из тела, души и духа. А дух по смерти куда девается?

- Дух - это божественное начало в человеке, это то, что изошло из уст Божьих, когда Господь вдохнул дыхание жизни в тело человеческое. А душа - это то, что произошло при соединении духа и тела, плоти его, когда стал человек "душой живою". То есть душа - это собственно наше "я", это то, что составляет нашу живую личность - мыслящую, чувствующую, разумеющую. Плотью своею общается она с миром материальным, видимым и тяготеет к нему. А через свой дух личность общается с Богом и миром невидимым. Но на эту тему даже у святых отцов нет единообразного понимания. Одни считают, что человек двухсоставен. Другие - что трехсоставен. Архиепископ и знаменитый хирург Лука Войно-Ясенецкий, который отбывал ссылку у нас в Красноярском крае, такую мысль своеобразную высказывал: есть дух и тело, по смерти дух идет к Богу, а тело остается земле, душа же без соединения тела и духа разрушается. То есть личность Войно-Ясенецкий относит к области духа.

Но все эти деления не суть важны, можно человека еще более расслаивать, в индуистской философии человек раскладывается, например, на семь частей... Ну а по крупному счету человек принадлежит двум мирам: материальному и духовному.

- В таком случае души людей, устремленные к Богу, должны копировать друг друга, но этого, к счастью нет. Они разные.

- Они похожи тем, что несут на себе печать образа Божия, а различаются своей индивидуальностью, ибо каждый человек индивидуален и неповторим. В нем - образ Божий, но к тому же - и своеобразие, то есть свой образ, обретенный в земных испытаниях и странствиях. И эта печать, окраска более не присуща никому, только этому человеку.

- Так что никого ни с кем не спутаешь и там - в мире небесном...

- Разумеется. А святым много открыто о том, что происходит с душой после смерти. И эти откровения приняты Церковью и легли в основу христианских традиций погребения и поминовения.

- Тут для несведущих, наверное, стоит сказать, отчего погребение совершается на третий день, а поминовение - на девятый и сороковой?

- По православному верованию, когда душа расстается с телом, то первые три дня она преимущественно остается здесь, на земле, пребывая в тех местах, в которых жила, в особенности там, где согрешала. На третий день совершается уже отход души от мира земного в мир иной, поэтому тело и предается земле. Здесь совершается погребение, а там - на небесах душа впервые предстает пред Богом, пред своим Создателем. И в это время Церковь молится за эту душу, совершая чин отпевания. После третьего дня до девятого человеческой душе показываются райские обители. Праведная душа видит то царство, что ей уготовано, а нечестивая видит то, чего она лишилась по нераскаянности и по своему неверию. На девятый день душа вторично предстает пред Создателем. Потому в этот день и совершается особое молитвенное поминовение усопших.

С девятого по сороковой день душе показываются преисподние места мучений грешников. Здесь душа праведная видит, чего она избегла, благодаря жертве своего Спасителя Христа, а нечестивая видит то, что она сама себе уготовила своими же беззакониями.

Заметьте: дано всего шесть дней на небесные обители и так много на преисподнюю. Это соразмерно земной жизни, ведь человек, живя на земле, пребывает более во зле, нежели в добре, увы! На сороковой день душа в третий раз предстает пред Богом и совершается Божественное определение частного суда, когда Господь определяет душе то место, в котором она будет пребывать до будущего воскресения из мертвых и Страшного Суда. Поэтому сороковой день особенно важен, и в этот день совершается в третий раз особое молитвенное поминовение усопшего, прежде всего в Церкви...

- Но чаще-то непременно дома и с выпивкой. Так уж у нас заведено...

- Поминовение водкой - это безумие, нелепость, это крайне греховный обычай, который многие почему-то называют православным, но он языческий по всей своей сути и безбожный. Это страшно, когда душа проходит через огненное испытание, как через чистилище, а в этот огонь льют спиртное, еще более усиливая, умножая ее муки. Ведь то, как мы совершаем поминовение, так или иначе вменяется душе усопшего. И если мы творим милостыню в память о нем, то это не наша милостыня, это нашими руками дает милостыню сам усопший. И если совершается поминальная трапеза, то это нашими руками угощает приходящих усопший. Ну а если мы пьем, то это нашими устами и гортанью пьет усопший и поит других. Пить на поминках - это все равно что бросить ка-мень в спину уходящему. И так там ему нелегко, а мы еще более отягощаем состояние души усопшего безумными обычаями и традициями своими...

- Я почему-то с щемящим чувством вспоминаю последнюю Радоницу в Енисейске. Казалось, весь город ушел на кладбище, на пасхальное поминовение усопших. В Успенской вашей церкви были отслужены Литургия, панихида, а потом был крестный ход, который возглавил отец Александр. С пасхальными песнопениями направились верующие к кладбищу, думала, людей будет участвовать в крестном ходе видимо-невидимо. Но последовало за отцом Александром всего 12 человек. Эта горсточка христиан шла по улицам и пела древние пасхальные песнопения, которыми жила и дышала когда-то Русь, как воздухом. И никто из сотен людей, встреченных по дороге, не только не подпел, но даже не перекрестился, за исключением одной старушки. Смотрели в большинстве с любопытством язычников, словно не прожито Отечеством тысячелетие в великой христианской религии и культуре. Какая тут вера в бессмертную душу!

- Это то страшное, ужасное состояние высокоразвитых животных, в которое превратили нас материалисты. Нас ведь учили, что мы высокоразвитые животные и всячески нас в них превращали. Конечно, в душе мы остались людьми, божественное все равно осталось... Я помню, точно так же в день, празднования 1000-летия кре-щения Руси, пять лет тому назад, туда же, на кладбище, мы шли крестным ходом, по тем же улицам. Десятка два-три верующих, преимущественно пожилых женщин, идут и поют "Крещение Руси". А важные люди, чиновные, интеллигентные, учительствующие, смотрят на нас, как на дикарей. А мы идем горсткой и славим тысячелетие крещения Руси - нашего с ними Отечества.

Да, это, конечно же, страшная могила духовная, в которую превратилась вся земля наша русская, из-за того, что мы отступили от Бога. А традиции поминовения, что сложились за годы Советской власти, закономерны: в гроб кладут сигареты, монеты...

- Кладут сигареты и на гробницу, ставят стаканчики с водкой, на том же енисейском кладбище видела.

- Что ж, чем грешил, с тем и пошел, чем жил - тем и помянули... Но в противовес этому есть все-таки горстка людей, которые верны православным обычаям.

+++

"День Господень явится не для тех, которые уже осияваются Божественным светом, но он внезапно откроется для тех, которые находятся во тьме страстей, живут в мире по-мирски и любят блага мира сего; для них явится он вдруг, внезапно и покажется им страшным, как огнь нестерпимый и невыносимый.

...Не говорите, что невозможно принять Божественный Дух. Не говорите, что без Него возможно спастись, не говорите, что кто-нибудь причастен Ему, сам того не зная, не говорите, что Бог невидим людям, не говорите, что люди не видят Божественного света или что это невозможно в настоящие времена! Это никогда не бывает невозможным, друзья! Но очень даже возможно желающим."

Гимн 27. Из сочинений преподобного Симеона Нового Богослова, XI век.

© Содержание — «Енисейский благовест», 1994-2004
info