Теперь мы понимаем, что Сам Господь привел нас в этот старинный русский город, названный именем великой реки мира. Но мы думали, что редактор, который предложил нам, журналистам краевой газеты, провести акцию в защиту енисейской старины. Город Енисейск - первенец Дома Романовых, основанный по указу первого из Романовых царя Михаила, имел в 1990 году только одну действующую церковь - Успения Божией Матери. Одна она уцелела из 11 храмов, некогда белокаменным ожерельем украшавших берег Енисея.
Газетную акцию решили назвать "Мы - родом из Енисейска", поскольку именуют этот город ещё и отцом сибирских городов, не подозревая, что здесь нам и предстоит родиться. Родиться духовно, для новой жизни, омывшись в крещальных водах Енисея. Теперь мы и в самом деле родом из Енисейска. А тогда спасали, как могли, погибающую енисейскую старину, наивно предлагая, например. превратить погибающий Спасский монастырь в туристический центр. Но первая же встреча (для газетного интервью) с настоятелем Успенского храма протоиереем Геннадием Фастом остудила наши безумные головы, заставила немного задуматься не только о церковных руинах, но и проистекающих от них руинах в собственных наших душах.
Сражение за воскресение "из пепла" енисейской старины, (а это были в основном разрушенные храмы, которые даже в поверженном виде поражали своей красотой) требовало нового осмысления. И вот 12 июля 1991 года, в день святых первоверховных апостолов Петра и Павла, состоялась новая встреча с отцом Геннадием. Вопросов накопилось так много, что беседа зашла далеко за полночь. Брали материал для газетного интервью, а разговор вылился в духовные беседы, которые впервые появившись на страницах общеполитической краевой газеты, были продолжены и вызвали искренний интерес многих читателей. Ведь народ тогда искал дорогу к храму.
Так газетный рассказ о возрождении старинных зданий перешёл в рассказ о воскресении покалеченных и порушенных наших душ, забывших о том, что все мы родом - из православия.
Через год всё в том же Енисейске родилась первая книга, выпущенная с участием Геннадия Фаста, "Ты воскресни, птица Феникс!", в которую и вошли те девять духовных бесед, так нужных людям, обдумывающим житьё. И хотя этой книжице исполнилось уже 10 лет, она по-прежнему любима читателями.
10 лет назад, радуясь этому первенцу, который тоже оказался родом из Енисейска, мы и не подозревали, что являемся участниками рождения православного издательства. За одной книгой последовала другая. В 1993 издательство году обрело своё имя - "Енисейский благовест", и своего святого покровителя - преподобного Серафима Саровского, и своего духовника - протоиерея Геннадия Фаста, и своего исполнительного директора Игоря Миндалёва.
За 10 лет усилиями всего троих с участием отца Геннадия выпущено на общественных началах много книг, в том числе и прекрасно оформленный энциклопедический том отца Геннадия "Толкование на Песнь Песней Соломона" толщиною в 750 страниц. Последние книги выпущены уже с участием художников - Татьяны Беловой и Владимира Белоусова. Но скромная первая книжка, отпечатанная в провинциальной типографии, всего в 90 страничек текста по-прежнему дорога и сердцу издателей, и сердцу читателей. Ибо искрится в ней главная радость христианина - радость Воскресения, радость открытия нового мира и смысла бытия, ради которой стоит трудиться, превозмогать все наши беды, гонения и печали. Эта та радость, которой никто не отнимет.
С днём рожденья, "Птица Феникс!"
Редакционный совет "Енисейского благовеста":
Протоиерей Геннадий Фаст
Валентина Майстренко
Людмила Винская
Игорь Миндалёв
29 июля 2002 г.
1. Отдай седце своеСначала была притча. Перебираются двое с одного берега на другой. Лодочник гребет двумя веслами и при этом молится. Начальник - безбожник спрашивает: "Слушай, дорогой, ты зачем молишься? Ты греби!" Положил гребец одно весло в лодку, другим гребет. Закрутилась лодка на месте. "Что ты делаешь?!" - возмутился начальник. "А ты посмотри на весла!" - говорит лодочник. А у него на одном весле написано "молись", а на другом "трудись". Так вот, он, исполняя приказ начальника, весло с надписью "молись" положил и греб одним, с надписью "трудись". И закрутилась лодка на одном месте...
2. НИОТКУДА... ЗНАЧИТ - В НИКУДАМеня зовут: "Уйдем! Пойдем вперед! Ведь прошлое ушло. Устремимся в будушее. Пойдем!" И тут, готовых двинуться вперед, готовых унестись неумолимой рекой времени, нас ошпаривает вопрос - куда? Куда? Не разобравшись, откуда, как узнать, "куда"? Если ниоткуда, значит в никуда?! Если из неразумной стихии, значит в нее же? Если от обезьяны, так не к ней ли?
3. ТЫ ВОСКРЕСНИ, ПТИЦА ФЕНИКС!И снова притча, скорее всего, легенда. Древние римляне верили в птицу феникс. Приближаясь к смерти, она делает себе гнездо, в котором и умирает. В том гнезде из согнивающсго тела рождается червь. Он питается влагой распадающегося тела, растет, оперяется. И вот уже новая птица феникс слетает с гнезда, летит из Аравии в Египет в Илиополь - город Солнца. И стала птица феникс с давних времен священным символом смерти и воскресения...
4. ТОСКА ПО ЕГИПЕТСКИМ ГОРШКАМИ снова притча, предание, история... Когда освободился от рабства израильский народ, который 200 лет был народом - рабом в Египте, голод и жажда и другие испытания обрушились на освободившихся во время их перехода через Синайский полуостров. Голод и жажда заставляли их с тоской вспоминать горшки египетские, которые были наполнены мясом, всяческой едой, питьем. И возроптали израильтяне против Моисея, который освободил их и вывел из рабства. Да, мы были рабами, но зато было сыто, хорошо, зато мы ели! Теперь - свобода, но мы в пустыне, мы голодны, мы жаждем. Зачем нам ваша свобода, если мы остались без мяса и без воды?..
5. ХРИСТА РАСПЯЛИ ДЕМОКРАТИЧНО...Ведь, повторяю, Христос демократически казнен. Сначало Его судил Иудейский синедреон. Они Его приговорили к смерти. Это был религиозный, можно сказать, церковный суд. Но они не имели права казнить. Это должна была сделать светская власть. Дальше суд переходит к Понтию Пилату - это суд правителя, суд кесаря. Понтий сомневался, колебался. И ведь так и не вынес окончательного решения. Последнее слово было предложено сказать народу. И народ, науськанный первосвященниками, кричал: "Распни!" Теперь все - все были чисты, и священники и пилаты: Ну как, это же народ требовал! Это была воля народа. Народ сделал выбор. Народ сказал: "Распни!" То есть Христос казнен демократически, по велению толпы, поэтому мнение, что правление народа - это обязательно хорошо...
6. А ПОЛЕ БИТВЫ - СЕРДЦА ЛЮДЕЙ
- Где же силы брать, чтобы достойно переносить страдания, которые отпущены нам и ожидают наших детей?
- Только со Христом и только во Христе, другого никакого пути нет. Он поможет все это вынести, особенно тому поколению, которому суждено войти в прямое правление антихриста. А никто не сказал, что этим поколением не окажемся мы сами. Это вполне возможно. Мы не имеем гфава этого утверждать, но мы и не имеем оснований этого отрицать. И только те, кто всем сердцем будут преданы Христу, только те смогут устоять. А те, у кого другие установки: установка на науку, установка на собственную добропорядочность, установка на силу материальных благ или же на нездоровую мистику, которая буквально захлестнула нас - они устоять не смогут против антихриста: вольно или невольно они окажутся в его сетях. Есть у апостола Павла слова: "Непрестанно молитесь". В немецком переводе, если совсем буквально переводить, эти слова звучат так: "Держитесь за молитву", т.е. как утопающий, который схватился за бревно и знает, что только в этом его спасение. Так и нам только со Христом можно будет выстоять это время - время почти безраздельного властвования черной силы.
"С ужасом заметил Хома, что лицо было... железное. Его привели под руки и прямо поставили к тому месту, где стоял Хома.
- Подымите мне веки: не вижу! - сказал подземным голосом Вий и все сонмище кинулось поднимать ему веки. "Не гляди!" - шепнул какой-то внутренний голос. Не вытерпел он и глянул..."
...Xристианство исповедует не безликую небесную силу, а исповедует Бога - личность, более того, даже сверхличность. И это сразу все меняет. Я не могу любить или ненавидеть электрическую силу, либо гравитационную энергию, я могу только с ними считаться, изучать законы, по которым они действуют. И эти силы тоже меня не могут любить, не могут меня понять, да я им и не нужен, собственно. Живой личностный Бог сразу все меняет. Это как в непогоду вдруг выглянуло солнце, и сразу все предстало в цвете, все заиграло, засверкало, заблистало, наполнилось жизнью. А до этого была серая нудность и однообразие. Те же предметы в час солнечный выглядят совершенно иначе. Как только является нашему сознанию, нашему сердцу не обезличенный, а личный Бог. то все, что раньше окружало нас. начинает нам видеться совсем иным. Вся жизнь приобретает смысл, рождаются в душе торжество и радость бытия...
9. ТЫ ПЛАЧЬ, ДУША
«Здравствуй, сынок! Александр Иванович! Я , Потылицына Глафира Фоминична, долго терпела, но сил не стало смотреть, как они тебя, нашего Лебедя, марают и присваивают себе твои заслуги и твою работу… Наладь, сынок, порядок в телевидении. Ты в телевизоре край наш покажи, дела свои, вот у людей в голове и просветлеет… Ты помни, как бы вражья сила на тебя не напирала, мы с тобой. Дай Бог тебе терпения…». Некому теперь писать престарелой Глафире Фоминичне и изливать свою боль, потому что нет больше Лебедя. А те, что у власти, может, и хорошие, но сыновьями их не назовёшь...
В ночь – первую после Светлого Христова Воскресения, в канун дня Георгия Победоносца, автобус, с лобового стекла которого смотрел увековеченный в парадном портрете генерал Лебедь, выехал к месту катастрофы. Ребята из движения «Честь и Родина», организовавшего эту поездку, признавались, что с трудом приклеивали траурную чёрную полоску наискосок к портрету Александра Ивановича. Сердце протестовало против смерти. Ощущение неотступное, что он жив.
Снежной метелью занесло нас в эти края. Точнее, житейской вьюгой, которая кружила в душе моего знакомого, не давая успокоения. Вот мы и свернули, проезжая по Енисейскому тракту, к этому деревянному домику на улице Полевой. Хозяина, на встречу с которым надеялись, ещё не было. Встретила нас его жена Ольга с ребятишками. Они, как горошинки, высыпали в прихожую. И мы вдруг попали из пушкинской метели в какую-то нечитанную ещё повесть Ивана Петровича Белкина. Главные действующие лица мал мала меньше, одетые в затейливые ситцевые сарафанчики “от Акулины”, расширив и без того огромные глаза, смотрели на незнакомого отставного генерала, подпиравшего головой потолок. Генерал, онемев поначалу от такого пушкинского видения, вытащил наконец подарок – яичную лоточницу с киндер-сюрпризами, чем привел в невероятный восторг самую решительную из местных красавиц – басовитую Дуняшу. И закружилась цветная карусель.
Ирэн Семёнова-Тян-Шанская — француженка, но она из того самого русского рода Семёновых-Тян-Шанских, который появился в России в 1906 году. Именно тогда Петру Петровичу Семёнову — известному географу и путешественнику, вице-президенту и главе Русского географического общества
(с 1873 г.) и Русского энтомологического общества (с 1889 г.), первому исследователю Тянь-Шаня, предпринявшему не одну экспедицию в Центральную Азию, была дарована вторая почётная фамилия — Тян-Шанский.
Выпускница юридического факультета Сорбонны и Института политических наук в Париже, праправнучка знаменитого русского учёного и путешественника, Ирэн Семёнова-Тян-Шанская сама недавно путешествовала по Красноярскому краю. В гости к нам, в редакцию журнала “Новое и старое”, она пожаловала после поездки в старинный сибирский город Енисейск...
Вся жизнь отца Григория бурна, неустроенна, напряженна. Ему было нелегко, и с ним было трудно. Как бурный вихрь приходил он и уходил. Его любили и ненавидели. Середины не было. Он весь был в крайностях и во многом необычен. Всегда борьба — как вокруг него, так и в нем самом. Как в ненастный день всё вокруг освещается зигзагом молнии, таков он был в жизни, таков и в кончине своей...
Николай Петрович Резанов... Необычная судьба, необычная любовь, необычное начало поиска мною его захоронения. Он был разносторонне одаренный человек, видный государственный деятель, камергер Двора Его Императорского Величества, писатель, участник первого кругосветного путешествия, учредитель Российско-Американской компании, первый чрезвычайный посол в Японии. После шестимесячного пребывания в Японии в 1805-1806 годах Николай Петрович Резанов многое сделал для освоения русскими Северной Америки. Спасая от голодной смерти русское население Сидхи и Кадьяка, первым завязал торговые отношения с испанской Калифорнией. Здесь он и познакомился с дочерью испанского коменданта Сан-Франциско Консепсией де Аргуэлло. Между ними вспыхивает романтическая любовь. Они тайно обручаются, и Резанов спешит в Россию, чтобы получить благословение на брак. По дороге он заболел и, добравшись лишь до Красноярска, 1 марта 1807 г. (ст. стиля), скончался в доме Ивана Родюкова, что стоял наискосок от Воскресенского собора, у алтаря которого и был погребен славный русский первопроходец, путешественник, дипломат. Невеста много лет ждала своего возлюбленного, не зная, что он нашел свой последний приют в Сибири, в провинциальном городке...
4 апреля 1719 г. из Енисейска митрополит Феодор (Филофей) написал письмо губернатору Сибири Гагарину: “Есть надежда на прославление имени Божия среди китайцев ...аще ваше сиятельство приимеши по Бозе ревность, с преосв. Стефаном (Яворским) посоветовав, доложите Его Царскому Величеству, и, избрав доброго и мудрого человека, туда в царство китайское пошлете не замедля. Аще хоть бы и чином архиерейским почтите, и клиру с ним человек 15 послати...”